Создание жилой среды

Спираль развития горожанина и новые вызовы девелопера

Колонка от автора идеи и продюсера сериала «Сценарии жизни»
Спираль развития горожанина и новые вызовы девелопера
Мы несколько лет изучаем сценарии жизни в больших городах, рассуждаем об этом с девелоперами, урбанистами, психологами. Мы снимаем фильмы-исследования и постоянно ищем ответы на вопросы – Как формируется город? Почему возникают человейники и надо ли с ними что-то делать? Город формирует человека или человек – город? Какой должна быть среда для счастья?  

Фильм и сериал «Сценарии жизни» – это исследование. Мы сформировали багаж информации, со многими побеседовали: психологи, девелоперы, жители микрорайонов, урбанисты, чиновники. И посмотрели на город, квартал, двор, дом с разных сторон. 

Как возникла идея «Сценариев»?

Первый тезис, который мы транслируем сейчас – «Человек больше города». Мы так хотим, но это не значит, что эта фраза отражает действительность. Этим высказыванием мы определяем субъектность человека, его способность влиять на среду вокруг и менять ее. 

Второй тезис – «Человек – это инженер экосистемы, и город – это ее воплощение». Мы, как муравьи, строим свою экосистему. Но если муравьи по зову природы строят свои муравейники из чего придется, то чем мы хуже? Однако никто муравьям не предъявляет, не спрашивают, почему у них такая некомфортная среда, что они плохо строят, а человеку – предъявляют. Сами люди. 

Когда мы решили порефлексировать на тему «Как нам живётся в этих человейниках?», то встретили тех, кто говорит: «Зачем рефлексировать? Покупают же. Если есть спрос, значит, людям это нужно». Такие люди живут по принципу муравейника: строят его, еду туда таскают, там размножаются, и не задают лишних вопросов. 

Станьте героем сериала

Приглашаем девелоперов и жителей поделиться своим опытом. Расскажите свою историю о создании или выборе жилья. Самые яркие истории станут частью сериала.

оставить заявку
Изображение для статьи

Человейники VS осознанные горожане

С одной стороны, нам кажется, что человейников не должно быть, но с другой, мы понимаем, что не готовы с ними распрощаться – никто не может предложить качественно новую альтернативу. Моя теория заключается в том, что от человейников в их нынешнем виде отойти не получится, но не только потому, что это экономика, а еще и потому что большинство людей живут неосознанно. 

Города возникали и строились, объединенные какой-то деятельностью. Сначала сельские хозяйства, ремесленные производства, позже – промышленность и технологический прогресс. Сейчас видов деятельности появилось слишком много, экономика стала более сложной. Появились логистические связи, город стал больше ориентирован на человека, а не на его функцию. 

И вот экосистеме появляется новая сущность – рефлексирующий горожанин, который:

  1. Обладает осознанностью (кто я, где я, что я хочу),
  2. Ставит перед собой цели, знает, к чему стремиться,
  3. Дает оценку среде и реальности в целом в зависимости от осознания себя в этом процессе и своих целей.

Рефлексирующий горожанин становится значимым субъектом в экосистеме со множеством человейников.

И тут начинается самое интересное. 

Опираясь на пирамиду Маслоу, можно сказать, что осознанность и рефлексия возникают только после того, как будут закрыты предыдущие базовые потребности – в безопасности, принадлежности к социальной группе и так далее. 

Ресурсы распределены неравномерно, соответственно, те, у кого есть больше денег и больше осознанности, формируют среду, в которой будут жить остальные. Те, у кого недостаточно ресурсов, перемещаются на условную периферию, где формируется среда по принципу муравейника без дополнительных требований. 

Очень маловероятно, что завтра человек проснется в человейнике и задастся вопросом: «Почему я здесь живу? Мне нужна другая квартира, другая среда». Человек должен не только осознать проблему, но и понять, где заработать на новое осознанное жилье. 

Оказывается, возможность рефлексировать стоит денег. 

Изображение для статьи

Вместе с тем осознанности становится больше, потому что растет конкуренция. Девелоперам с каждым проектом нужно предлагать что-то новое, чем-то удивлять, кроме цены за квадратный метр. Благодаря своей конкуренции, девелоперы воспитывают в том числе и рефлексирующих горожан, часто сами того не подозревая. 

Предлагая новые вводные: колясочные, велодорожки, прозрачные входные группы, формат урбан-вилл, – даже в проектах масс-маркет сегмента девелоперы воспитывают потребителя. Он видит окружающие со всех сторон коммуникации застройщиков, понимает, что есть на рынке, развивает насмотренность с младых ногтей.

Даже дети впитывают рекламу, а вместе с ней – и определенный уровень ожиданий. И когда приходит их черед выбирать квартиру, они понимают, что они хотят, приходят к девелоперу и говорят на языке, которым он сам их воспитал. 

Застройщики сформировали, сами того не ведая, рефлексирующего горожанина. Возможно, он – псевдорефлексирующий. Он просто наслушался, насмотрелся и пока просто повторяет, но ещё не дошел до уровня осознания того, зачем именно ему это нужно. Но первый шаг сделан. Запрос на изменения запущен.

Если у девелопера на самом деле есть желание менять среду и строить города осознанно, он должен начать создавать социальные контакты, изучать бихевиоризм, уходить в социальное проектирование. Поставить лавочки с зарядками и посадить деревья по периметру – это не «комфортная среда» и, тем более, не умный город. Проектируя социальные связи с пониманием их ценности и придавая им соразмерную человеку форму, девелопер может запустить колесо перемен.

Поделиться

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости

Полезные статьи о маркетинге и продажах в недвижимости. Помогаем развиваться и улучшать проекты девелоперов.

GMK Club
Что дает резидентство в GMK Club:
  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.