Статья обновлена 1.01.2020 года
#1. Желание «впихнуть» в анкету как можно больше вопросов – это ошибка
Забудьте о фразе: «А давайте заодно спросим у респондентов…». Все вопросы в анкете должны строго соответствовать объекту, предмету и задачам исследования. Все лишнее нагрузит и опрашиваемого, и анализирующего. Если вы не можете соотнести вопрос с задачей, смело вычеркивайте его.
Например, если мы опрашиваем потенциальных покупателей квартир о процессе поиска и факторах выбора, не нужно спрашивать его о проведении досуга, характере потребления товаров повседневного спроса, иных психографических характеристиках. В таком случае лучше провести отдельное исследование по портрету аудитории.
Также важно следить за количество вопросов в анкете. Их не должно быть много. Нет ничего хуже раздраженного респондента, кидающего заполнение анкеты на половине. И нет ничего хуже раздраженного полевого персонала, которые жалуются на таких респондентов.
#2. Любой опрос должен нести анонимный и конфиденциальный характер
Стоит об этом сразу сказать респонденту. Так он будет уверен в том, что его личность не будет связана с предоставленными ответами, а значит – будет больше к вам расположен.
Вся серия статей о составлении анкеты
Часть 1. Основные принципы анкеты для исследования
#3. Без мотивации респондента будет тяжело
Помните, что опрос нужен, прежде всего, вам. Поэтому каждого респондента нужно замотивировать: объяснить, чем помогут его ответы, какой вклад он может внести в развитие компании, рынка, страны 🙂
Или сыграть на страхе: поставить перед ним проблему, а далее – сказать что ее решением будет информация, которую он предоставит в результате участия в опросе.
#4. Следите за открытыми и закрытыми вопросами
Распространённой ошибкой при составлении анкеты является неправильное соотношение открытых и закрытых вопросов.
Закрытый вопрос содержит список готовых предполагаемых ответов. Респондент выбирает из предложенного. Открытый вопрос не содержит готовых ответов. Респондент сам формулирует его.
Несомненно, все зависит от поставленных задач, но в количественных исследованиях преобладают закрытые вопросы. Не увлекайтесь открытыми вопросами, это прерогатива качественных исследований. Обилие в анкете открытых опросов «тормозит» респондента, заставляет сомневаться и «выдумывать» развернутые ответы.
Рекомендуем соблюдать пропорцию 70/30.
#5. Протестируйте анкету
Составителю анкеты сложно со стороны понять, насколько логично и правильно она сделана. Мы рекомендуем перед запуском полевого исследования провести небольшой пилотный опрос: проанкетировать коллег, домашних, друзей или знакомых.
Поверьте, сразу станут видны недочеты: непонимание формулировки вопроса, отсутствие логики, необходимость переходов между вопросами.
Маркетинговое исследование для девелопера
Готовим аналитику для девелоперов: от узнаваемости бренда до проектирования ёмкости рынка