Город, квартал, дом глазами велосипедиста

Изучаем пользовательский опыт. Комфортная велоинфраструктура – миф или реальность?
Автор статьи
эксперт в создании контента для девелоперов, GMK
Город, квартал, дом глазами велосипедиста
Велодорожки стали уже хорошим тоном качественной среды в девелоперских проектах. Но уверены ли застройщики, что делают их правильно? А велопарковки – точно не для галочки или для красоты? Ответ может дать только исследование пользовательского опыта. Вместе с героиней нашего блога мы протестировали велоинфраструктуру в одном из городов России и выяснили, что может быть не так и как это можно улучшить.


Рассказывает Виктория Белявская, руководитель Центр коммуникаций GMK, продюсер документального фильма о российском девелопменте «Сценарии жизни»:

– Велоинфраструктура в последнее время круто разрослась, это перестало быть только частью продукта, а пошло дальше: в коммуникации города и девелопера, в сообщество жителей микрорайона, стало частью и возможностью для малого бизнеса, проблемой для городских служб, вызовом для айтишников.

Вот несколько примеров, как и благодаря чему растет популярность транспорта на колесах:

  • городское планирование для устойчивой городской мобильности;
  • меняется дизайн дворов, парков, прогулочных зон, где есть дорожки;
  • безбарьерная среда как форма инклюзивности;
  • кладовки и станции обслуживания;
  • услуги для потребителей, такие как доставка еды типа «Самоката» или велокарго;
  • сезонные веломойки;
  • клубы триатлонистов и любителей велопрогулок;
  • специальные приложения для велосипедистов;
  • фестивали велоспорта и так далее.

Велосипед – больше, чем спорт и развлечение

Знакомьтесь, это Дина. Она живет в Тюмени (население 828 600 человек), и использует велосипед как основной вид транспорта уже более 10 лет. 

Велосипед – больше, чем спорт и развлечение. Мнение жительницы Тюмени - Дины

– Мне кажется, основная проблема в создании качественной велоинфраструктуры в том, что чиновники, которые этим занимаются, и застройщики, которые строят новые микрорайоны, до сих пор не считают велосипед транспортом, а относят его к категории спорта и развлечений. Между тем, я использую велосипед и летом, и зимой, езжу на нем на работу, в гости, в кафе, и нас таких много! И именно в расчете на нас должна создаваться городская велоинфраструктура, а не только для тех, кто может взять велосипед покататься в парке или тех, кто занимается на велотреках. Пока что это не так. 

Велодорожки

– За 10 лет моего «велосипедизма», конечно, изменилось многое. Я очень благодарна тем чиновникам, которые стояли у истоков развития велоинфраструктуры Тюмени (я даже знаю их всех по именам!) и общественным организациям. Сейчас в нашем городе порядка 60 км велодорожек – это много, но недостаточно. Добрую часть пути до работы я еду не по велодорожке, а по проезжей части. 

Главный минус наших велодорожек – это отсутствие непрерывности. Они начинаются ниоткуда и уходят в никуда. 

То есть ты едешь-едешь по ней, а она – раз! – и закончилась. Внезапно тебе приходится перестраиваться или на тротуар, или на дорогу. Да, ПДД разрешают ездить по обочине, но согласитесь, отдельные велодорожки гораздо безопаснее. 

То же самое с пешеходными переходами. В идеале велодорожка должна продолжаться и в пересечении с дорогами, у автомобилистов должен быть соответствующий предупреждающий знак, и обозначенное другим цветом место, где велосипедисту необходимо притормаживать. А пока приходиться спешиваться, чтобы перейти все дороги, встречающиеся на пути, по правилам. Это очень неудобно, особенно если ты развиваешь скорость до 25-35 км/ в час. 

Плюсы и минусы нынешних велодорожек в городах России

Отдельно добавлю про проблему, которая есть у нас в Тюмени, но, возможно, она актуальна и для многих других городов. Это мосты и развязки через железную дорогу, реку, объездную. Чтобы их пересечь, приходится или буквально рисковать жизнью, или использовать подземные и надземные переходы, которые очень неудобно расположены и не приспособлены для спуска и подъема велотранспорта. Хорошо бы сделать вместо лестничных подъемов спуски с затяжным уклоном – такие есть, например, на набережной. 

Второй минус – качество, которое оставляет желать лучшего. Во многих районах велодорожки есть, но разметка на них уже стерлась, мало где стоят знаки, так сразу и не поймешь – это пешеходная зона или вело? Канализационные люки, решетки, бордюры вообще не должны быть на дорожках, это попросту небезопасно, она должна быть безбарьерной, а любые рытвины оперативно ремонтироваться, ведь одно неосторожное движение в такой яме – и ты летишь головой вниз. И конечно, она должна быть достаточной ширины, чтобы два велосипедиста могли спокойно разъехаться. 

Пример плохого решения в создании велодорожки и почему данное решение не самая лучшая идея

Дорожка превращается… в пешеходный переход! Источник: veloinsider.ru 

О наболевшем от велосипедистов города Тюмень

Неплохая дорожка, выделена материалом, есть разметка. Источник: tyumen.brusnika.ru 

Еще один недостаток – пешеходы. Это просто кошмар какой-то, ежедневно я «сгоняю» с велодорожек от 4 до 10 людей, которые неспешно по ним прогуливаются, причем многие с детьми, собаками, колясками… 

Здесь я вижу два пути решения. Во-первых, необходимо проводить «воспитательную работу» — и это полностью ответственность ДПС. Вспомните, как в начале двухтысячных развернули кампанию по борьбе с непристегнутыми ремнями безопасности? Останавливали, штрафовали, напоминали… Благодаря этому сейчас ездить непристегнутым (по крайней мере в нашем городе) – это уже моветон. То же самое нужно провернуть и в плане ходьбы по велодорожкам. Это, между прочим, нарушение ПДД.

Во-вторых, делать велопешеходную дорожку – плохая идея, особенно в условиях узких тротуаров. Люди не всегда быстро соображают, по какой части они идут – пешеходной или вело, дети и собаки часто не придерживаются никаких границ. 

Пешеходные и велозоны должны быть четко разграничены, это можно сделать с помощью бордюров, газонов, выделены цветом, другим покрытием. 

Оптимально, если они вообще не рядом. Лично мне нравится идея, реализованная в нескольких крупных городах, например в Москве: там велодорожка вообще расположена на проезжей части, выделена желтым цветом. Обязательно должны быть соответствующие дорожные знаки, разметка и в идеале – светофор для велосипедистов. 

Пример правильно выделенной велодорожки на проезжей части по мнению велосипедистов города Тюмень

Пример правильно выделенной велодорожки на проезжей части

Велопарковки

– То, что они есть, уже хорошо! – скажете вы. Но парковка парковке рознь. 

Такое ощущение, что некоторые велопарковки создавались людьми, которые в глаза велосипеда не видели. Во-первых, они узкие. В таких очень сложно поставить велосипед и достать его, не задев соседа. Лично мне не очень приятно, когда я возвращаюсь, а моего «коня» явно кто-то двигал. А ведь бывали случаи, когда не просто задевали, а случайно (я надеюсь) что-то отламывали. Ширина парковочного места должна быть такой, чтобы велосипеды, стоящие рядом, не задевали друг друга даже рулем. 

Во-вторых, очень неудобны и даже бесполезны парковки, к которым велосипед прикрепляется только через колесо. Многие велосипеды устроены таким образом, что колесо легко снимается – вместе с велозамком. Никакой безопасности. Так что велопарковки должны быть такими, чтобы привязать велосипед можно было к раме, а не к колесу. 

Пример неудачного решения в создании велопарковки по мнению велосипедистов города Тюмень

Плохая велопарковка: места мало, привязать можно только к колесу

Отличное решение в создании велопарковки по мнению велосипедистов города Тюмень

Отличная велопарковка: достаточно места, есть навес

Велоскамьи, кстати, тоже интересная идея – рекомендую взять на вооружение застройщикам и управляющим компаниям. Это такой микс обычной скамейки и велопарковки, очень удобно для отдыха, безопасно, никому велосипед не помешает. 

Велоскамьи - интересное решение для застройщиков. Безопасное и удобное совмещение велопарковки и скамьи

Все иллюстрации мы подбирали совместно с героиней нашей статьи. Вот эту конструкцию, например, Дина одобрила, добавив, что расстояние между секциями все же стоит проверять вживую

Стоит еще отдельно сказать, что многие магазины (в том числе и крупные гипермаркеты) взяли за привычку убирать велопарковки на зиму. Мол, велосипедистов становится меньше, а следить за состоянием велопаркинга зимой сложнее. Ну тут я могу только посоветовать им самим в -10 попробовать найти место, куда пристроить велосипед, ничего не отморозив при этом. Велопарковки зимой очень нужны, но за ними, конечно, нужно ухаживать, чистить и следить, чтобы не образовывалась наледь. 

Необычные велопарковки из разных стран. Источник: velosiped.kz 

Необычные идеи для велопарковок из разных уголков мира
Необычные идеи для велопарковок из разных стран
Интересные и необычные идеи для велопарковок из разных стран
Оригинальные велопарковки из разных стран

Велостанции

– Вот это отличная вещь. Появились в нашем городе они совсем недавно, первые – в прошлом году, кажется (к слову, первую ремонтную велостанцию установил в Тюмени застройщик – строительная компания «Звезда», — прим. ред.). Учитывая, что велосипед может сломаться за много километров от дома, а в общественный транспорт с ним не всегда попадешь, ремонтные станции с базовым набором инструментов и велонасосом – вещь незаменимая. 

Первая ремонтная велостанция в Тюмени от застройщика СК "Звезда"

Велостанция в жилом районе, установленная девелопером. Источник: vk.com/sz_zvezda 

Здесь главная проблема – это вандалы, которые умудряются сломать даже довольно прочные на вид конструкции. Поэтому еще раз отмечу, что любые объекты инфраструктуры важно поддерживать в хорошем состоянии, вовремя заменять, ремонтировать, обновлять. Это ответственность и городских служб, и управляющих компаний, и самих жителей – к счастью, есть сервисы, позволяющие сообщить о состоянии объекта онлайн. 

Кстати об этом: было бы здорово, если бы вся велосипедная инфраструктура отражалась на онлайн-картах. Не знаю, как в столицах, но в нашем городе при запросе в Google или Яндекс Картах не выходят ни велодорожки, не парковки, ни ремонтные станции – только магазины. У вас блог для застройщиков? Передайте им: если вы в своем строящемся районе отметите на картах велоинфраструктуру – будет вам большой респект. 

Интеграция с общественным транспортом

– Как уже говорила выше, часто возникает необходимость провоза велосипеда в общественном транспорте. Это регулируется местным законодательством (а должно быть принято на федеральном уровне). У нас в Тюмени только в прошлом году разрешили провозить велосипед в автобусах – и только в тех, где есть накопительная площадка.

Возникают сложности с пригородными электричками, в них просто нет мест и креплений для велосипедов, да и поднять его туда сложно, платформы горазд ниже уровня входа. Насколько я знаю, в Москве в городских электричках эта проблема решена.

Интеграция с общественным транспортом или как перевозят велосипеды в общественном транспорте

Вот таким устройством для провоза велосипедов оборудованы автобусы в некоторых странах

Хранение

– Я живу в доме, построенном 10 лет назад. Велосипед я ставлю в квартире. Здорово, конечно, когда есть колясочная, но я там оставляла бы его только в том случае, если доступ в нее ограничен – только для жителей, так как случаи кражи велосипедов из открытых колясочных нередки. Кстати, даже в новых домах колясочные встречаются не так уж и часто.

А еще я знаю о конфликтах с жителями, которые против того, чтобы оставляли велосипеды в одном помещении с колясками. Так что лучше, конечно, сделать отдельную комнату для велосипедов. Еще обращала внимание на то, что в таких помещениях надо делать крепления для велосипедов или ставить паркинг, иначе все байки сложатся, как домино. Лично я предпочитаю стандартный наземный паркинг, сейчас есть мода на вертикальные подвесы, но это не очень удобно, велосипед может весить килограмм 20-25, как его туда забрасывать? К тому же в нашем климате вся грязь с него окажется не только на полу, но и на стенах и креплениях. Впрочем, это, скорее, дело вкуса.

Важная вещь в каждом новом доме - колясочная. Мнение Тюменки по поводу хранения велосипедов

Источник: https://l-dom.com/zhk-sportinvnii.html 

За востребованным и качественным девелоперским продуктом – к экспертам Центра стратегических разработок GMK

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости
subscribe



Еще интересное по теме

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости

Полезные статьи о маркетинге и продажах в недвижимости. Помогаем развиваться и улучшать проекты девелоперов.

GMK Club
Что дает резидентство в GMK Club:
  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.