Сергей Разуваев: Скоро уже будет 20 лет, как ты работаешь в недвижимости, верно? Так долго заниматься чем-то одним – редкость для Москвы. Почему ты просто не ушла к крупному застройщику – ПИК, «Инград», ЛСР?
Ольга Хасанова: У нас больше возможностей, – и не только материальных. В нашей компании я фактически делаю, что хочу, имею карт-бланш на многие вещи. Отношения с учредителями построены на доверии: все очень быстро согласовывается, легко начинается и развивается. Есть свобода, которая позволяет пробовать, ошибаться.
Не думаю, что в такой огромной структуре, как ПИК, многое позволено. Там ты работаешь по стандартам, регламентам. И чем крупнее компания, тем их больше.
Возможность пробовать что-то новое, мои проекты − это то, что меня здесь держит, и то, ради чего, помимо моей семьи, я просыпаюсь каждый день.
С. Р.: Что такое Urban Awards? Ярмарка тщеславия? Зачем она рынку недвижимости?
О. Х.: У премии Urban Awards своя миссия. Премия появилась в 2009 году, когда рынок активно развивался. Тогда все было достаточно хаотично и еще не было такого понятия, как 214-ФЗ. Нужен был какой-то навигатор: не только b2b-сообществу, но и покупателю.
Сейчас мы делаем большой упор на то, чтобы донести до конечного покупателя информацию о победителях и финалистах.
А что касается рынка, то хочется верить, что он видит в пользу в Urban Awards.
Во-первых, потому что компании могут проанализировать себя и своих конкурентов, посмотреть на них с разных сторон.
Во-вторых, мы задаем определенные стандарты девелопмента. У нас разработана классификация, по которой мы оцениваем объекты с точки зрения четкого соответствия своему классу.
С. Р.: Вы создаете стандарты соответствия классу жилья, несмотря на то, что ваши ресурсы несопоставимы с ресурсами ДОМ.РФ или КБ Стрелка. В чем ваша сила?
О. Х.: Несопоставимы, но нет ничего невозможного. Наш плюс в том, что мы практически неотделимы от рынка и наша классификация разработана вместе с ним. Мы обсуждаем ее с ключевыми игроками Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаем критерии для классов комфорт, бизнес и элит – и постоянно обновляем их, потому что они меняются каждый год. Рынок нашу квалификацию признает.
С. Р.: Премия Urban Awards делится на федеральную и московскую. Регионы не могут конкурировать со столицей?
О. Х.: Нет, их разделили по другим причинам − объектов настолько много, что невозможно вместить их в рамки одной премии. И сравнивать в одной линейке застройщиков Москвы, Санкт-Петербурга и регионов − неправильно.
При этом региональные проекты − очень хорошего качества и зачастую могут похвастаться более инновационными решениями. Помню, были номинанты из региона, которые соревновались с проектами в Москве в номинации «Инновация года». Правда, тогда, несмотря на их подход и то, как они себя преподнесли, жюри, будучи москвичами, отдали предпочтение московскому проекту.
Но региональные проекты действительно очень высокого качества и уровня. Именно поэтому, в том числе, мы и разделили участников.
С. Р.: Почему в жюри премии больше москвичей?
О. Х.: Это не так. Да, в состав жюри Московской премии входят москвичи и международные компании, – которых мы приглашаем с прошлого года. А в жюри Федеральной премии присутствуют эксперты и из Санкт-Петербурга, и из регионов. Москвичей не так много, максимум 10% от общего количества.
С. Р.: Сколько в ваших проектах столичных, а сколько – региональных участников? Какое это соотношение?
О. Х.: В прошлом году было 85 объектов из Москвы и 153 заявки из регионов.
С. Р.: Знаю, что честность выбора на Urban Awards гарантирует одна из крупнейших консалтинговых компаний PwC. Расскажи, как вы взаимодействуете?
О. Х.: Да, нашим соаудитором выступает PricewaterhouseCoopers PWC. Они аудируют каждый этап оценки. Во-первых, следят, чтобы всё шло согласно положению премии. Во-вторых, присутствуют лично на каждом этапе, собирают голоса, подсчитывают и обрабатывают их. Если это этап онлайн-оценки, – выборочно связываются с членами жюри и подтверждают, что именно этот, а не другой человек голосовал в премии, в определенной номинации. Это очень важно.
С. Р.: В какую сторону изменился уровень девелоперских проектов за 3−5 лет?
О. Х.: Только в лучшую, даже в самом массовом сегменте. Мы ушли от пресловутой точечной застройки: сейчас девелоперы осваивают территории комплексно, и это совершенно другой уровень и подход. Мы имеем благоустроенные дворы, авторскую архитектуру в комфорт-классе. Наличие паркинга – уже как само собой разумеющееся. Раньше такого не было. Также повышается безопасность сделки.
Девелопмент идет только в лучшую сторону, и надеюсь, в том числе благодаря нам, потому что мы задаем определенные стандарты и уровень проектов, на который равняется рынок.
С. Р.: Почему девелоперы становятся лучше? Заставляет рынок? Политика государства работает?
О. Х.: Думаю, в том числе это связано с запросами потребителя. Меняется качество жизни самого человека. Даже в комфорт-классе он имеет совершенно другие требования к своему жилью и ожидания от него, чем это было 10–20 лет назад. Поэтому девелоперов тренирует в том числе покупатель.
С. Р.: Нужно ли продлевать ипотеку с господдержкой? Помогают ли такие программы в улучшении качества жилья или просто «разгоняют» ценник?
О. Х.: Это была временная мера, необходимая в прошлом году. Считаю, что продлевать ее нет никакого смысла, нет острой необходимости.
Сейчас ситуация выровнялась, никаких коллапсов в виде остановки строек нет. Застройщики работают в штатном режиме.
В принципе, эту тему можно именно в таком формате откатить назад, но доступная ипотека − это то, что необходимо людям. И если мы придем к нормальным ставкам, чтобы люди могли покупать не вторичку, а новостройки, – это будет выход на другой уровень.
Смотрите полное видео разговора, где на Ольга Хасанова рассказывает, как после журфака МГУ и работы корреспондентом она пришла к Urban Awards, и как сохраняет вдохновение даже спустя 20 лет работы в одной сфере.