С советских времен в России возводили безликие серые дома, и, как по закону маятника, сегодня мы видим изобилие красок на наших фасадах. Появляются целые кварталы, разукрашенные во все цвета радуги. Изначально идея была благородная – привнести хоть какие-то краски в серую жизнь граждан. Обратите внимание, пестрят чаще всего фасады социального жилья – эконом-класса. Но давно пришло время задуматься, о чем все это. О красоте? Функциональности? Добавленной стоимости или легких продажах?
«И так все серое кругом, пусть лучше дома будут яркими», – это усредненный ответ жителей разных городов. Но ведь мы знаем, что существует как минимум 50 оттенков серого! И еще тысячи других сдержанных и богатых цветов. Для людей «серое» — равно неухоженное и грязное, однообразная архитектура и отсутствие приятных глазу форм. Вот и рады уже тому, что «панельку» в 16 этажей разукрасили в сиреневый цвет.
Когда же уместен цвет в архитектуре?
Искандер Юсупов, заместитель гендиректора компании «Унистрой» (Казань), считает, что тональность фасадов связана с маркетинговой стратегией объекта, его концепцией и целевой аудиторией. Семейному молодежному комплексу подойдут яркие фасады, проекты для более зрелой аудитории подразумевают спокойные тона.
Как один из интересных вариантов работы с цветом — выделить одно здание, претендующее на роль доминанты в этой локации. В таком случае цвет не только подчеркивает форму, но и намекает на значимую функцию. Это может быть стадион, музей, выставочный павильон, в среде района — детский сад или маркет.
Яркий пример, когда цвет подчеркивает форму и объемы. Фасад здания определяется ритмической композицией из двенадцати выступающих кубов с озеленением. Согласно корпоративной палитре цветов, преобладающий белый смело разбавлен еще десятью яркими оттенками, что прослеживается и снаружи, и в интерьере банка.
Emmanuelle Moureaux, живущая в Токио с 1996 года, постоянно экспериментирует, создает инсталляции и раскрашивает свою архитектуру во все цвета радуги
В японском городе Фукуока построили здание, в котором дети могут расти в неограниченной свободе — как физической, так и моральной. И все благодаря цвету. Основной элемент детского сада — фасад, который главный архитектор проекта Emmanuelle Moureaux называет цветной рощей.
Как ни крути, но цвет незаменим в северных регионах
Мы восхищаемся яркими скандинавскими домиками. И действительно, они разноцветные, но с каким вкусом это выполнено! Связано это в первую очередь с тем, что на протяжении веков основным строительным материалом Швеции, Дании и Норвегии было дерево, а слой краски делает его более долговечным. Среди всех цветов был наиболее популярен красный цвет, поскольку красная краска стоила дешево.
К тому же в прибрежных городах яркие здания служат ориентиром для рыбаков и мореходов. Действительно, там, где зима тянется много месяцев, а пейзажи монохромны, архитектура помогает восполнить недостаток ярких красок. Но обратите внимание, это малоэтажная архитектура, историческая форма и богатые оттенки в локальном исполнении.
В некоторых случаях цвет становится визитной карточкой локации
Например, синий город Шефшауэн в Марокко — здесь такое оформление сложилось исторически.
А вот разноцветный Анадырь в Чукотском АО — осознанная попытка сделать жизнь «веселее» и «красочнее». Теперь представьте эту архитектуру бесцветной. Есть ли она?
Также цвет может стать элементом навигации
«Я живу в красном доме» — «А я в зеленом». Или более поэтично: «Дом Пушкина» через дорогу от «Дома Ахматовой». Определенно, это удобно для гостей микрорайона, но я все же за более изящные способы навигации.
Архитектор Никита Маликов также выступает за осторожное обращение с цветом: «Сами по себе цветные и пестрые фасады – это не плохо. Но далеко не всегда и не везде они уместны. Сейчас «цвет» в жилой застройке пытаются выставить как антипод «серости» типовой застройки. И в большинстве случаев это не более чем маркетинговый ход, нежели удачное архитектурное решение в контексте города. Если яркий фасад хорошо смотрится на рекламной брошюре, это совсем не значит, что такой же эффект он будет производить на проходящих рядом людей после реализации здания. Человек чувствует себя комфортно в более спокойных цветах.
Яркое и пестрое может быть только временным, как цветы на весеннем поле, так заложено природой. «Цветастые» фасады хорошо смотрятся на объектах, которые не предназначены для длительного использования: на фестивальных сооружениях, на отдаленно стоящих торговых центрах или выставочных залах, редко на гостиницах. Но в жилом фонде яркими могут быть лишь незначительные акценты. Чем более спокойной будет гамма жилых комплексов, тем уютнее они будут восприниматься жителями».
Помогает ли яркий цвет помогает продать дороже?
Посмотрим на цветной фасад с точки зрения продажи. Происходит ли удорожание стоимости квартир в таком доме? По словам экспертов, в жилье эконом- и комфорт-классов яркий облик здания может ускорить продажи, но не поможет продавать дороже. В эконом-сегменте переплачивать за фасад никто не торопится. Напротив, в премиум-сегменте внешний облик дома имеет большое значение для покупателя. Да и вкусовые пристрастия у аудитории выше, а потому девелоперы наиболее сдержанно относятся к цветному проектированию в этом классе. Форма там первична, а цвет лишь подчеркивает ее.
Именно этому учат будущих архитекторов еще в вузе. По словам Тимура Абдуллаева, руководителя архитектурного бюро IN.FORM, наиболее сильным выразительным средством является, конечно, форма, а цвет — это все же средство дополнительное. «Форма зданий определяет их пропорции и массу, создает детали и декоративные элементы, — отмечает он. — Многие из объектов, которые дошли до нас из прошлых веков, абсолютно утратили информацию о цвете, но сохранили форму. Поэтому, когда сейчас архитектуру пытаются раскрашивать, превращая примитивные безликие объемы в разноцветные паттерны, это, конечно, своеобразная дешевая подмена — «архитектурный макияж». Это не значит, что цвету в архитектуре не место, но работа с активными цветами должна быть очень аккуратной и уместной. К тому же в погоне за всеобщим удешевлением отделки фасадов застройщики практически перестали работать с материалами, а ведь кроме цвета есть и фактура, и текстура, которая дает уникальное восприятие поверхностей: металл, камень, дерево, бетон, стекло — все это облеченное в форму и создает настоящую, честную архитектуру».
МАРХ-стратегия от GMK
Создадим жилой проект под ключ: от архконцепции до коммуникационной стратегии