«За последние два-три года на растущем рынке мы расслабились и разучились оптимизировать разумно»

Выступление директора департамента развития продукта ГК «ФСК» Петра Кирилловского на GMKTalks
Автор статьи
«За последние два-три года на растущем рынке мы расслабились и разучились оптимизировать разумно»
На апрельской конференции GMKTalks директор департамента развития продукта ГК «ФСК» Петр Кирилловский поделился опытом взвешенной оптимизации жилого продукта без снижения его потребительских характеристик.

Как девелоперу менять стратегию сегодня

Практически каждая компания сейчас активно рассматривает варианты изменения стратегии. Чем более амбициозными были цели, тем сложнее их пересматривать. ГК «ФСК» тоже относится к таким девелоперам – у нас были большие планы по экспансии и развитию продукта. Сейчас приходится их корректировать.

Девелоперам нужен рестарт. На GMKTalks дали практические советы по выходу из кризиса

Главная сложность сейчас – мы не понимаем, где окажется рынок даже не через полгода, а через три месяца. Трудно спрогнозировать, что именно нужно оптимизировать в проекте.

Возможно, эффективной в горизонте 1,5–2 лет окажется стратегия, альтернативная тому, что делает большинство игроков. Например, в 2009 году, когда рынок тоже переживал шок, компания «Ведис» совершила прорыв. У девелопера в то время были в то время десятки процентов от объема продаж в Москве. Определяющим стало то, что компания поступила в противовес рынку: пока остальные игроки не хотели вводить скидки и изменять продукт, в «Ведис» значительно снизили цены, предложили иную квартирографию и новые продукты с отделкой. 

Как раз сейчас мы видим, что московские застройщики массово отказываются от квартир с готовой отделкой. Есть вероятность, что именно сохранение отделки может помочь удержать потребителя и отвоевать те доли рынка, которые теряют конкуренты.

Как продавать в кризис? Три ошибки в системе продаж, из-за которых застройщик теряет деньги

Как оптимизировать затраты в продукте: опыт «ФСК»

Если кто-то из застройщиков говорит, что не оптимизирует продукт – не верьте. Сейчас все занимаются оптимизацией в разных формах. Но оптимизация оптимизации рознь. За последние два-три года на растущем рынке мы расслабились и разучились разумно подходить к проектам и решениям в строительстве. На этом сегодня нужно держать фокус.

Тем, кто работает с бизнес-классом, рекомендую внимательно посмотреть на высоту паркинга и глубину котлована. Есть разные типы котлованов, и их стоимость существенно отличается. Иногда разница зависит от высоты в несколько десятков сантиметров. В наших последних объектах высота потолка была 3,6 м, сейчас мы переходим на 3,2–3,1 м. Это позволит изменить тип котлована и сэкономить сотни миллионов рублей на объекте.

Также стоит обратить внимание на марку бетона. Разные подходы к проектированию позволяют сэкономить до 30–40% объемов железобетона на объекте. Сейчас будут востребованы те проектировщики, которые смогут предложить более эффективные решения.

Еще один способ оптимизации – отделочные решения в паркинге. В Москве практически во всех подземных парковках – окрашенный потолок и оштукатуренные бетонные поверхности. От такой отделки можно отказаться, и это почти не повлияет на потребительские характеристики. А экономия составит десятки миллионов в том числе на небольших объектах.

Даже разные типы окон помогают экономить миллионы. Например, можно сделать створку окна более узкой и вместо двух створок с поворотно-откидной системой поставить только одну.

Можно отказаться от фасадных решений с направленным рисунком. При раскрое фасадных материалов потери на обрезки могут достигать 40%. Если мы выбираем материал, который не предполагает направленный рисунок и обрезку, это снизит расходы. То же самое касается укладки плитки в местах общего пользования – чем меньше обрезков, тем лучше.

Таких решений в отделке и инженерии – десятки, и нужно в каждом искать баланс. Например, проектировщики предложили нам разводить электрику по потолку. Казалось бы, это может быть более удобно для компаний, которые занимаются отделкой. Но в то же время потери только на разводке и электроснабжении за счет длины провода могут достигать миллионов рублей.

В бизнес-классе особенно важно идти к покупателям и спрашивать, что для них более приоритетно, а что – менее. Так вы получите иерархию характеристик объекта, которые более и менее существенны для клиентов. Мы проводили такие опросы и выяснили много полезного.

Места общего пользования и отделка для людей более важны, чем фасадные решения. В этой ситуации мы в последнюю очередь будем что-то менять в благоустройстве, потому что это лицо объекта. Даже МАФы мы планируем сохранять.

Также по нашим опросам, умный дом – важная характеристика, благодаря которой потребитель принимает решение о покупке жилья бизнес-класса. В условиях падающей экономики требования к уровню безопасности будут расти. Поэтому ни в коем случае мы не будем уходить от видеокамер и систем контроля доступа. Это важно для потребителя. Если сейчас вести невзвешенную стратегию оптимизации, то это может существенно навредить компании в будущем.

Смотрите запись онлайн-трансляции GMKTalks «RESTART. Девелопмент в экстремальных условиях»

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости
subscribe



Еще интересное по теме

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости

Полезные статьи о маркетинге и продажах в недвижимости. Помогаем развиваться и улучшать проекты девелоперов.

GMK Club
Что дает резидентство в GMK Club:
  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.