Событие года: Выход на онлайн-продажи
Рынок недвижимости, инертный и неповоротливый, в этом году был вынужден совершить настоящий квантовый скачок в новую – виртуальную – реальность. Перестроиться пришлось всем – и девелоперам, и банкам, и государственным органам, и покупателям. Выжили только готовые меняться каждый день и внедрять в режиме аврала то, что планировалось в темпе вальса. Побудем Вангой: приобретенные цифровые навыки никуда не денутся и когда эпидемиологическая ситуация стабилизируется – они уже стали привычкой и новым будущим.
Читайте также: «Кейс. Как мы провели онлайн-аудит продаж, маркетинга и оформления объектов на карантине»
Антидот года: Льготная ипотека
Господдержка в виде ипотеки под 6 % спасла рынок, но уже осенью вызвала много вопросов. Которые только усилились, когда программу продлили до 1 июля, а может и до конца будущего года. В итоге эксперты утверждают, что «перегрева» рынка не будет, цены выросли бы и так, а спрос улетел, но обещал вернуться, а мы просто ждем, что будет дальше: 2020 год наглядно показал, что планирование планированием, но иногда важнее уметь действовать по ситуации.
Читайте также: «Пузырь лопнет, цены вырастут, спрос упадет?»
Рокировка года: Якушев/Файзуллин
Владимир Якушев занимал должность министра строительства и ЖКХ 2,5 года. Теперь его место занял Ирек Файзуллин. В период работы Якушева на посту была проведена реформа долевого строительства: осуществлен переход отрасли на проектное финансирование и работу с эскроу-счетами. Что нового ждут от бывшего зама Марата Хуснуллина? Мало, кто ожидает кардинальных мер, но движение в сторону стандартизации отрасли, а также решение проблем в сфере ЖКХ и госзакупок, прогнозируется.
Ребрендинг года: ПИК
В уходящем году ГК «ПИК-Комфорт» потеряла крышу – правда, только в своем логотипе. Смена визуализации произошла в рамках общего ребрендинга, основной чертой нового концепта стала лаконичность, из фирменных цветов лого исчез синий. Дизайн был разработан совместно с креативной студией CSTM Fonts.
Новый фирменный стиль компании полностью соответствует ее обновленному позиционированию и как бы сообщает нам: «Мы не только про квартиры, но и про все, что есть за ее пределами – качественную инфраструктуру, услуги proptech, финансовый сектор и многое другое».
Логотип компании «ПИК» вчера и сегодня.
Книга года: «Бетонная Сибирь»
Культурные учреждения, похожие на футуристические космические станции, ряды бетонных панелек 80–х, трубы ТЭЦ, маленькие рейсовые автобусы прямиком из прошлого, ледяные пустыни и пятьдесят оттенков серого – все это в альбоме «Бетонная Сибирь» от польской студии Zupagrafika, посвященном архитектуре советского модернизма в сибирских городах (Новосибирск, Омск, Красноярск, Норильск, Иркутск, Якутск). Книга включает более ста фотографий авторства Александра Веревкина из Санкт-Петербурга. Сибирь еще никогда не была такой фантастической и настоящей одновременно.
Прорыв года: ГК «Самолет»
Девелопер Самолет» и до 2020 года вел активную, прогрессивную работу, аккумулировав крупнейший земельный банк среди российских застройщиков (это 15 млн м²), а в конце октября 2020-го вышел на IPO, став публичной компанией. Аналитики прогнозируют дальнейший рост компании, где необычная бизнес-модель и рыночная конъюнктура будет способствовать этому, а публичная история даст возможность получения более выгодных условий от банков. «Самолет» интегрирует в свои продукты digital и IT-решения, считая цифровизацию приоритетным направлением, а также ведет активную hr–политику, пылесося ценные кадры конкурентов. Насколько эти вложения позволят поддерживать темпы роста, продолжать масштабировать опыт и расширять географию, во многом зависит от состояния строительной отрасли и возможном кризисе после пакета стимулирующих действий от государства.
Манифест года: Брусника
Маленькая девочка показала средний палец старому району, а оказалось – чуть ли не всему миру. По-крайней, мере, если судить по реакции соцсетей. В итоге, народ возмущался, маркетологи кричали от восторга, ФАС Свердловской области нашел в знаменитом ролике сразу пять нарушений закона о рекламе, а застройщик Брусника повысил свою и без того высокую узнаваемость.
Спустя два месяца Брусника выпустила второй манифест, по поводу которого осталось немало вопросов. Но главный: «Зачем?» Во-первых, тема секса сама по себе. В ХХI веке. В канун Нового года. Вы серьезно? Во-вторых, фразу «Потому что с любовью» с таким же успехом можно адаптировать под любого другого застройщика. Может, дело в пакетном предложении от «Восхода»? Активировать до 31.12.2020?
Читайте также: «Средний палец прошлому или Зачем девелоперам манифесты»
Спутник года: санитайзер и маска.
В каждом офисе! А также третий мушкетер в этой веселой компании – социальная дистанция.
Термины года: Изгибчики и капиталистический реализм
Первый – характернейший элемент для капрома, второй – название посоветской архитектуры вплоть до 2008 года. Оба термина принес нам телеграм-канал klizmaromantizma о постсоветской архитектуре эпохи Капиталистического романтизма (1989 — 2008).
Ньюсмейкер года: Сергей Кузнецов
В этом году главный архитектор Москвы предрекал снос или переоборудование торговых центров после пандемии, утверждал, что заборы в городском пространстве создают «дополнительные места для совершения преступлений», заявлял о бесполезности пожарных проездов при проектировании ЖК и о том, что не всем городам нужен архитектор. А также продал свои акварели на благотворительном аукционе за 3 млн 985 000 рублей и провел мастер-класс по живописи в женской исправительной колонии Можайска.
«Регулирование плотности застройки является избыточным при соблюдении всех остальных нормативов застройки: плотности улично-дорожной сети, обеспеченности соцобъектами и благоустроенными территориями».
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.
Новичок года: «ДОМ.РФ Девелопмент»
Девелоперская компания, созданная госкорпорацией «Дом.РФ» (гендиректор – Виталий Мутко) будет, по собственным словам, не просто строить микрорайоны на 200–300 тысяч м², а развивать проекты, сделанные по стандартам развития территорий для комфортного проживания людей. А возглавить учрежденного госкорпорацией застройщика «пригласили хорошего специалиста “с рынка’’».
Коллаба года: Russian Design District
Город-сказка, город-мечта: креативная городская среда плавно перетекает в парк на 9 Га, дома, созданные профессиональными архитекторами, каждый в своем уникальном стиле, поражают воображение неподготовленного жителя, а бульвар представляет собой музей арт-объектов под открытым небом!
Беспрецедентный проект девелоперской группы «Родина» совместно с ведущими российскими дизайнерами, модельерами, деятелями культуры и спорта, взял премию Urban Awards 2020 в номинации Лучший жилой комплекс Новой Москвы, и получил специальный приз GMK «За нетривиальную коллаборацию». Потому что будущее – и мы не устанем это повторять! – за подходами, когда архитектурная проработка проекта идет нога в ногу с маркетинговой стратегией.
Мероприятие года: WOW Awards
Девятая премия WOW Awards–2020, определяющая самый эффектный и эффективный креатив на рынке недвижимости, стала первым масштабным мероприятием отрасли после локдауна и ответом на вопрос есть ли жизнь после (и во время) пандемии. Лучшие проекты года были представлены в пяти категориях и двадцати четырех номинациях, а необычность 2020-го отразилось на заявках – на рынке стало больше провокационных и ярких решений.
Читайте также наш текстовый сериал «Герои», посвященный победителям премии!
Первая серия: «Легион»: «Челябинск – чтобы остаться»
Вторая серия: «Амград»: «Займемся жизнью?»
Хит года: «Плачу на техно»
В марте, когда пандемия пришла в Европу, итальянцы танцевали на балконах своих квартир. Из наших первыми эту тему подхватили группа Cream Soda & Хлеб, команда «Чикен Карри» (ютуб-канал известного комика Александра Гудкова с 2,5 млн подписчиков), команда креативного digital-агентства Rabbit&Carrot и компания «ПИК». Клип, посвященный всем отмененным вечеринкам и снятый в ЖК «Мещерский лес» еще до введения режима самоизоляции, стал иллюстрацией всего 2020-го. Проводим его, напевая (и, конечно, танцуя): «Плачу на техно, я плачу на техно, Ты не со мной, слезы льются на рэйве!»
Уже в мае танцы на балконах как вариант ивента застройщиков, стали трендом. Но эти ребята были первыми!
О балконе как «новом черном» читайте здесь: «О чем говорили девелоперы в соцсетях в мае»
Трусы года: мерч от INGRAD
Их не было в коллекции, представленной компанией INGRAD в номинации Сувенирная продукция на WOW Awards, но мы–то знаем, что они есть (и даже знаем у кого). А также знаем: INGRAD понимает, что надо сделать, чтобы ваш мерч стал культовым (подсказка: создавать коллабы с дизайнерами модельерами и не знать границ).
Читайте также: «MERCH в самое сердце»
Телеграм—канал года: Группа ЛСР
Оптические иллюзии фасада Таможенной службы Австралии, елка на потолке старейшей лютеранской церкви Санкт-Петербурга, завораживающее видео с роботом-каменщиком, лунные базы NASA и дома с «хорошими лицами» – все это в телеграм-канале санкт-петербургского девелопера ЛСР, где публикуется не только информация о себе, любимом, но и очень познавательный контент (а взамен – подписчики, аудитория, узнаваемость, вот это все).
Цитатник года: GMKTalks
GMKTalks, состоявшийся 3 декабря, стал самыми популярным и, пожалуй, самым эмоциональным в серии GMKTalks этого года. И дал нам некоторое количество прекрасных цитат.
«Порох в загашниках есть». Василий Фетисов, коммерческий директор МосТУ «Эталон».
«В плане роста цен льготная ипотека – это мертвому припарка». Кирилл Холопик, генеральный директор Института развития строительной отрасли («Единый ресурс застройщиков»).
«С легкой долей оптимизма мы смотрим на первую половину следующего года, а там – как даст Центробанк и Правительство». Сергей Разуваев, директор GMK.
Забор года: Зеленгордский ПО–2
Зеркальный забор в Зеленограде, рядом со стекольной (зеркальной) мастерской.