Социальный аспект ESG — это влияние компании на общество, ее взаимодействие с сотрудниками, клиентами, местными сообществами.
Вопрос о том, должен ли девелопер заботиться о социальной составляющей, в России пока остается спорным. Но он совершенно точно может это делать, и ответственные компании используют имеющийся у них инструментарий, чтобы создать благоприятную с социальной точки зрения атмосферу в своих проектах.
Например, девелопер может активно создавать на территории рабочие места. Не просто формально строить бизнес-центры, а инициативно помогать бизнесу развиваться.
«Нам не выгодно, чтобы бизнес терял эффективность, уходил или вообще закрывался. Поэтому мы решили проявить социальную инициативу и запустили бизнес-кафе — деловое сообщество, объединяющее предпринимателей районов ГК «А101», в рамках которого организуются мероприятия для нетворкинга и развития компетенций резидентов. Мы работаем с большими территориями, и нам выгодно, чтобы наш город был максимально эффективным»

«Карта трафика» — решение для бизнеса, благодаря кото- рому потенциальный франчайзи, арендатор, покупатель, франчайзер может изучить трафик и сложившуюся конкурентную среду в разных точках районов.
Инструмент предоставляет будущему бизнес-резиденту района на площадках ГК «А101» проанализированные данные о пешеходном трафике, уже работающих резидентах, окружающей инфраструктуре в выбранной локации, а также информацию о том, подходит ли выбранное коммерческое помещение для той или иной франшизы.
Практически любой бизнес сегодня ощущает нехватку рабочей силы. Малых и средних компаний это касается в первую очередь. Чтобы помочь предпринимателям найти сотрудников, а потенциальным работникам — трудоустроиться, в «А101» создают информационную платформу о вакансиях в Новой Москве.
Согласно исследованиям, большинство молодых россиян при поиске работы ценят ESG-принципы работодателей. Самый важный из них — социальная ответственность (93%), затем идет высокое качество корпоративного управления (86%), а на третьем месте экологическая ответственность компании (80%).
Еще одно социальное направление — строительство детских садов и школ. На базовом уровне это регламентировано законодательством. Но делать больше, вкладывать сверхусилия, чтобы получить сверхрезультат — это социальная ответственность со звездочкой.


Социально ответственные девелоперы сегодня инвестируют в строительство не только школ и детских садов, но и пространств для совместного творчества, спортивных объектов, комьюнити- и хобби-центров. При этом они не только создают территории, на которых жители могут проводить время вместе, но и поддерживают сами местные сообщества (а иногда даже инициативно их формируют).
В то же время поддержка социальных инициатив не всегда выстроена эффективно. Например, на этапе продвижения продукта застройщик может финансово поддерживать активность в проекте и брать на себя соответствующие расходы (оплачивать труд инструкторов по йоге или детских тренеров). Но когда продажи завершены, девелопер теряет интерес, и активность гаснет.
Поэтому в ближайшее время девелоперам предстоит отойти от патернализма в вопросе организации досуга. А вот то, к чему застройщикам действительно стоит приучать людей — к системному управлению жилым районом.
У сегодняшнего потребителя есть высокая потребность в качественной городской среде, но они не всегда чувствуют собственную ответственность за эту среду. Поэтому трендом на ближайшие годы станет включение людей в управление территорией.
Причем система управления на уровне муниципалитетов тоже должна измениться и стать более эффективной. Тогда люди увидят прямую связь между своим вкладом и общим результатом — например, что каждый сданный в управляющую компанию рубль влияет на состояние среды вокруг.
Более рачительное отношение к территориям требуется от всех сторон: и от девелопера, и от потребителя.