Социологи фиксируют деурбанизацию, повсеместно говорят о том, что люди убегают в пригороды. Однако статистика утверждает обратное. Доля городского населения продолжает неуклонно увеличиваться, а сельского – наоборот, снижаться. В 2023 году ситуация остается прежней, сейчас городское население России составляет около 75%.
В соревновании между классическими преимуществами загородной жизни (тишиной, чистым воздухом, природой) и удобным доступом к большинству необходимых современному человеку ресурсов (транспортная доступность, образование, медицина, культура) побеждает всё-таки городская среда, которая обеспечивает этот доступ гораздо легче и быстрее. Люди остаются в городе, несмотря на многочисленные и желанные плюсы сельской жизни.
В результате этого противоречия всё сильнее утверждает себя тенденция создания «городов и районов с человеческим лицом»: форматов жизни, в которых человек может чувствовать себя комфортно, как в окружении природы, и сохранить городские удобства одновременно. В создании таких городов играет роль множество факторов, и не последний из них – внешний вид зданий, а он, в свою очередь, очень зависит от окон и фасадных элементов.
Массовое строительство типовых жилых домов, обыгранное режиссёрской наблюдательностью Эльдара Рязанова в фильме «Ирония судьбы», привело к созданию малопривлекательной городской среды.
Лишённые даже минимальных архитектурных особенностей прямоугольные контуры зданий, доминанта серых цветов в колористике фасадов, бесконечные ряды одинаковых окон и балконов. Скользя по поверхностям городских стен, по гряде однообразных элементов, каждый из которых повторяет следующий, глаз человека в буквальном смысле этого слова не может ни за что зацепиться.
Одинаковы сами окна с точки зрения их размеров и форм, одинаково и то, что находится внутри окна, точнее, на его площади: стандартная расстекловка, повторяющиеся контуры форточек и импостов (перегородок).
А столь популярный белый цвет оконных переплётов со временем выравнивается в оттенках со своим серым стеновым окружением. Надо отметить, что сам по себе белый цвет возражений не вызывает, речь идёт о монотонности и о том, что картинка, которую видит человек в городе, не несёт в себе позитивных оптических раздражителей, не имеет ярких визуальных акцентов.
Жизнь в такой среде не только скучна, но и небезопасна. Монотонное визуальное окружение может привести к возникновению хронической усталости, раздражительности, снижению качества жизни. Эта проблема стала настолько ощутимой, что в науке даже сформировалось новое направление – видеоэкология, которая изучает взаимодействие человека с окружающей видимой средой. Ученые анализируют окружающую визуальную городскую среду, которая все больше отличается от природной и противоречит законам нормального зрительного восприятия человека.
Окна по принципам видеоэкологии
Сегодня у архитекторов и проектировщиков есть несколько инструментов и возможностей, которые позволяют добиваться преимуществ недорогой типовой застройки и при этом не создавать одномерную, лишённую каких-бы то ни было «изюминок» среду.
- Цвет оконных переплётов
Он может быть практически любым и стать самостоятельным авторским элементом визуального образа здания. Цветовые вариации окон вносят необходимое разнообразие в фасад, даже если сами конструкции выполнены в стандартных размерах и формах.
- Форма и размер оконных блоков
Если с формой ситуация принципиально не меняется, и в городской застройке по-прежнему редко встретишь арочные или трапецевидные элементы, то с размерами ситуация другая. Современные оконные технологии позволяют производить окна и двери больших форматов. При этом не нужно идти на компромисс с потребительскими свойствами изделий, а также с удобством и безопасностью их эксплуатации. Использование окон разного размера, чередование крупноформатных элементов с окнами привычных конфигураций может только украсить стильный городской дом.
- Композиция
Графика окон, расположение и соотношение вертикальных и горизонтальных импостов не должны быть ни хаотичными, ни монотонными и повторяющимися, но отвечать правилам композиции.
Важно не забывать о декоративных элементах в окне. Например, металлические раскладки внутри стеклопакета, шпроссы (горбыльки), которые моментально стилизуют обычное окно «под старину». Можно вспомнить и о «французских балконах», прозрачных ограждениях, идеально подходящих к крупноформатных окнам и заметно оживляющим оптику фасада.
Вот несколько современных оконных технологий, благодаря которым окна и двери становятся полноценным инструментом дизайна:
- Профили с увеличенной монтажной шириной. Их использование позволяет позволять крупноформатные конструкции без рисков тепловых потерь.
- Специальные усилители высокой жёсткости для статической устойчивости элементов большой площади.
- Мультифункциональные светопрозрачные заполнения с применением разных стёкол на внутреннем и внешнем контуре снижают расходы на отопление зимой и кондиционирование летом.
- Поверхность профиля VEKA Spectral с повышенной отражающей способностью позволяет избежать рисков деформации крупноформатных элементов с цветной поверхностью.
- Точные инструменты расчёта нагрузок, такие как WinDoPlan делают возможным проект окна в соответствии с прогнозируемыми нагрузками и воздействиями. Кроме того, использование WinDoPlan позволяет правильно рассчитывать радиусы арочных элементов, пропорции окон неправильной формы и т.д.
Главное – отказаться от представления, что окно лишь «заполнение проёма» и использовать эти инструменты, руководствуясь общей архитектурной идеей здания и чувством меры.
В сериале «Сценарии жизни» мы изучаем тему функциональности и эстетики в современных девелоперских проектах. Следите за новостями