Выдающиеся женщины в девелопменте

Интервью с Марией Литинецкой, Любовью Цветковой, Анастасией Малковой и Ириной Доброхотовой
Редакция GMKBlog
Автор статьи
Женщины-эксперты из сферы девелопмента
Женщины, которые внесли выдающийся вклад в развитие отрасли, – кто они? Мы спросили об этом у наших читателей – сообщества девелоперов, архитекторов и риелторов, – а потом взяли эксклюзивные интервью у тех, кого назвали нам наши эксперты. Читайте спецпроект GMKBlog, в котором мы спрашиваем женщин-девелоперов об их ценностях и взглядах на профессию, а нам отвечают – управляющий партнёр компании «Метриум» Мария Литинецкая, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова, управляющий партнер STONE HEDGE Анастасия Малкова и председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.

Мария Литинецкая

Мария Литинецкая, управляющий партнёр компании «Метриум»

Главное, что вы поняли о том, как и что нужно строить в России.

В России, как и везде, нужно строить для людей. У девелопера в нашей стране очень важная миссия – сделать так, чтобы россияне, приходя домой, становились немного счастливее. А это значит, что необходимо сначала разработать интересный и современный архитектурный проект, принять нестандартные дизайнерские решения для мест общего пользования (лобби, межквартирные холлы и т. п.), обустроить красивое и безопасное придомовое пространство, предусмотреть функциональные планировки, дать будущим жителям полный набор социальных и коммерческих объектов и, наконец, соблюдать оговоренные сроки строительства.

Что вы считаете вашим главным профессиональным достижением?

Мой выход на новый уровень – девелоперский бизнес. В 2018 году я присоединилась к команде девелоперской компании MR Group как управляющий партнёр. Портфель проектов, которые я курирую в MR Group, насчитывает семь жилых и офисных комплексов общей площадью более 2,3 млн м². При этом остаюсь управляющим партнёром компании «Метриум», созданной мной вместе с партнером Натальей Тихоновской. «Метриум», между тем, сохраняет лидирующую позицию по продажам новостроек в Москве.

Лучший день для девелопера – когда…

Когда получаешь позитивный отзыв от покупателя, который купил квартиру в построенном мной комплексе. Еще один лучший день – когда инвестор проекта доволен прибылью. В девелоперский сфере обязательно нужен коммерческий результат, но самое важное, чтобы результат – конкретный жилой комплекс – получился красивым и комфортным. Поэтому в идеале позитивный отзыв от покупателя и довольство инвестора финансовым результатом должны быть в один день. Тогда он точно лучший.

Представьте, что вы решаете, как поддержать сейчас строительную отрасль. Каким было бы ваше первое действие?

Сделать программу субсидирования ипотечных ставок долгосрочной. Во всяком случае, пока сохраняется тенденция к сокращению доходов и слабый экономический рост, нужно поддерживать высокую активность в строительстве, которое влияет на многие смежные отрасли. Не стоит забывать, что не закончена реформа долевого строительства, поэтому гарантии высокого спроса фактически помогут застройщикам легче добиваться банковского кредитования, чем при стагнирующем спросе.

Верите ли вы в ипотеку с господдержкой?

В ипотеку с господдержкой приходится верить в отсутствие нормальных, здоровых предпосылок роста спроса на жилье. Конечно, в долгосрочной перспективе нам нужно ускорить экономическое развитие и добиться позитивной динамики доходов населения. Тогда можно будет вернуться к рыночной модели формирования стоимости кредита.

Цифровизация в девелопменте уже здесь. Но чего не заменят роботы и программы?

Я приветствую цифровизацию в девелопменте. К примеру, на этапе проектирования и создания рабочей документации мы уже работаем в BIM и избегаем огромного количества нестыковок и коллизий. Автоматизируется стройка. Система продаж переходит в онлайн. Появляются роботы. Но девелопмент – это ещё и про идею, творчество, создание концепции. Я думаю, роботы не заменят креативные процессы – разработку архитектурного облика здания, ландшафта, дизайна интерьеров лобби и квартир.

Девелопер будущего – это…

Создатель креативного, функционального и красивого пространства, высокотехнологичный, продумывающий детали в проектах: будь то дом на 5 000 м² или жилой район на 500 000 м². В то же время девелопер будущего должен выполнять и социальную роль, обеспечивая будущих жителей новостроек всеми социальными ресурсами: школами, садиками, больницами, театрами, музеями.

Любовь Цветкова

Любовь Цветкова, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы

Главное, что вы поняли о том, как и что нужно строить в России.

В России нужно строить на порядок лучше, чем продаётся сейчас. «Завтра» запрос точно станет еще более качественным и то, что казалось хорошим сегодня, может быть невостребованным.

Что вы считаете вашим главным профессиональным достижением?

Своим главным профессиональным достижением я считаю строительство кварталов в центре Москвы. Это было почти нереальным в то время, когда это реализовывалось.

Лучший день для девелопера – когда…

В конце года, когда одновременно и стройки сдаются, и увеличиваются продажи.

Представьте, что вы решаете, как поддержать сейчас строительную отрасль. Каким было бы ваше первое действие?

Моим первым действием бы было – заморозить цены на металл.

Верите ли вы в ипотеку с господдержкой?

Безусловно!

Цифровизация в девелопменте уже здесь. Но чего не заменят роботы и программы?

Человеческого отношения и контактов внутри процесса. Никогда не заменят.

Девелопер будущего – это…

Универсальный специалист, который умеет красоту соединять с деньгами.

Анастасия МалковаАнастасия Малкова, управляющий партнер STONE HEDGE

Главное, что вы поняли о том, как и что нужно строить в России.

Мы специализируемся только на московском рынке недвижимости, который очень избалован с точки зрения форматов и продуктов. Поэтому мы идём через идею, а не бетонные стены: перед проектированием всегда думаем об архитектуре, о потребностях будущих резидентов, дополнительно ориентируясь на место, в котором расположен проект. Главный вопрос, который мы задаём самим себе: «А мы бы захотели жить в таком доме или работать в этом бизнес-центре?». Я сама приобретаю недвижимость в наших проектах, некоторые акционеры живут в домах by STONE HEDGE, наш центральный офис также расположен в одном из бизнес-центров компании.

Важно понимать, что концептуально мы задаём тон проекту, где человек и его комфорт всегда стоят на первом месте. Мы не только понимаем, «как нужно строить», но также чувствуем потребности клиентов и идём, руководствуясь нашим кредо: строим не просто недвижимость – строим эмоции!

Что вы считаете вашим главным профессиональным достижением?

Безусловно, каждый руководитель гордится своей командой, и я не исключение. Но особенно ценю тех, кто в нашей команде уже много лет. Средний стаж работы ключевых сотрудников в STONE HEDGE – от 6 лет и выше. За это время мы выстроили особый подход к деталям и взаимодействию с клиентом. Сегодня клиентский сервис называют нашей визитной карточкой. И я особенно горжусь тем, что нам удалось внедрить такой детальный подход на всех линиях продаж.

Лучший день для девелопера – когда…

Для большинства девелоперов – это закрытие продаж раньше ввода объекта в эксплуатацию. Действительно, мы всегда радуемся, когда понимаем, что у нас получился успешный и востребованный покупателем проект. Но мы – девелопер полного цикла, и у нас иное восприятие цикла объекта. 

Фактически для нас жизнь проекта не заканчивается на этапе завершения продаж или ввода объекта в эксплуатацию. Поэтому для нас нет одного лучшего дня в проекте – у нас есть важные события его жизни. Один из них – день передачи ключей, когда мы видим взгляд нашего покупателя, который получает продукт, оправдавший и даже превзошедший его ожидания. К сожалению, на рынке бывают случаи, когда идея и проект на этапе покупки не совпадают с фактическим результатом. А для нас крайне важно, чтобы все наши обещания были соблюдены, а рендеры становились реальностью. 

Мы открыто и прямо смотрим в глаза клиентам на всех этапах взаимодействия – от покупки до эксплуатации. Именно поэтому наши клиенты остаются с нами на годы, о чем говорит большой процент повторных сделок.

Цифровизация в девелопменте уже здесь. Но чего не заменят роботы и программы?

Мы работаем и на уровне бизнес-класса, и в элитном сегменте. Цифровизация в этих категориях становится больше «помощником» менеджеров для личного контакта с клиентом в офисе продаж. Клиентский сервис – это всегда про человеческий контакт, про настоящие эмоции, которые получает клиент от изучения деталей проекта и самого процесса покупки. Особенно, если мы говорим о премиальной жилой недвижимости, где эмоции становятся одним из ключевых факторов принятия решения о покупке. 

Девелопер будущего – это…

Это тот, кто в первую очередь думает о потребностях человека и потребительских ценностях. Наше кредо – осознанность, функциональность и эстетика.

Ирина Доброхотова

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»

Главное, что вы поняли о том, как и что нужно строить в России.

В России – дома. Не жилые комплексы, не небоскрёбы со входом по отпечатку пальца и зарядками для электромобилей в подземном паркинге. Нужен максимально простой продукт с максимально необременённой себестоимостью. Для многих наших граждан последние годы выдались непростыми, надо идти навстречу тем, у кого нет собственного жилья, а переехать из хорошего в лучшее можно потом, когда экономика будет к нам благосклоннее. Вовремя – это важно. При том, что быстро, но не в ущерб качеству.

Что вы считаете вашим главным профессиональным достижением?

То, что сейчас 2021 год, а «Бест-Новострой» всё так же в топе. Мы находили выход из всех кризисных ситуаций, которые заставили многих уйти с рынка. Сейчас главная задача – цифровизация бизнеса. Конкурировать как-то локально уже невозможно – все клиенты в интернете и им доступна информация обо всех компаниях, все предложения.

Цифровыми методами крошечная компания из города с населением 10 тысяч человек может вытеснить с рынка федерального гиганта, если он не желает признавать всевластие цифры, и это история успеха многих американских IT-стартапов. Мы уже заняли первое место с собственной цифровой аналитической платформой, которую мы уже не только не спонсируем, но и получаем от неё доход. Теперь на её основе создали b2b-инструмент для девелоперов и брокеров, и он тоже продвигается очень уверенно.

Представьте, что вы решаете, как поддержать сейчас строительную отрасль. Каким было бы ваше первое действие?

Отменить плату за изменение ВРИ и усилить контроль за выдачей разрешений на строительство. Смена ВРИ – это не рекультивация земель, эта процедура не имеет себестоимости, но девелоперы платят за неё миллионы. Если на участке нельзя строить – просто не давайте разрешение. Если можно – пусть построят на бывших промышленных землях хорошее жильё для людей по приемлемой цене, чтобы не утяжелять себестоимость лишними пошлинами.

Верите ли вы в ипотеку с господдержкой?

Да, верю. Хотя для мировой экономики мы, современная Россия, ещё сродни детям – никак не получается без госрегулирования, без дотаций. А ведь тридцать лет назад все так хотели «свободный рынок»! Убеждена, всё же рано или поздно надо будет научиться пользоваться только рыночными механизмами. Пока не научились, что не должно отражаться на клиентах. Переплата по кредиту – это же не покупка, а фактически потеря денег. Переплата в 6% годовых намекает, что реальная инфляция больше 8%, иначе копить было бы выгоднее, чем брать ипотеку. Может, не 1–2% годовых, но к 4–5% прийти нужно. Сейчас, видимо, без господдержки этого не достичь.

Цифровизация в девелопменте уже здесь. Но чего не заменят роботы и программы?

Опыта, пожалуй. Трудно представить, чтобы русская ментальность подчинялась какому-то алгоритму. Если робот будет разрабатывать проекты ЖК, он исключит возможность строительства пентхауса в Мытищах. Впрочем, по моему опыту, поверьте, и такой продукт своего покупателя найдёт…

Девелопер будущего – это…

Цифровизированный, опирающийся на big data в части аналитики и прогнозов. Ещё пять лет назад аналитика у большинства игроков рынка давала очень большие погрешности, прогнозировать, используя такие данные, было бы всё равно что строить небоскрёб без фундамента. Сегодня, допустим, исследования bnMap.pro настолько точны, что мы можем отследить рост цен, ликвидность любой комнатности, любой планировки с точностью до конкретного дня за несколько лет. Нужны очень точные данные, чтобы сейчас делать успешные проекты: какую площадку занять, какой проект, какого класса, с какими планировками сделать, и как быстро и по какой цене его выводить. С данными, собранными вручную, или и вовсе построенный «на авось» любой проект провалится.

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости

Полезные статьи о маркетинге и продажах в недвижимости. Помогаем развиваться и улучшать проекты девелоперов.

Еще интересное по теме

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости

Полезные статьи о маркетинге и продажах в недвижимости. Помогаем развиваться и улучшать проекты девелоперов.

Что дает резидентство в GMK Club:
  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.