GMKBlog: Где учат на продуктологов? Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать по этой специальности?
Петр Кирилловский: Тут нужно иметь, с одной стороны, технический взгляд, с другой, − сильный гуманитарный профиль, ведь продуктолог должен понимать ценности потребителя, от которых далек, например, инженер. Нужно быть немного социологом, антропологом, проектировщиком, архитектором, психологом.
Конечно, дисциплины «продуктолог» в университетах нет. Мой профиль определили маркетинг и архитектура, с которой я практически вырос: я родился в семье архитекторов-проектировщиков, а по второму образованию − маркетолог. А продукт как раз находится на стыке этих направлений − проектирования и маркетинга.
GMKBlog: Что такое «продукт»? Квартира, дом, квартал, микрорайон?
П. К.: Это совокупность проектных и сервисных решений, которые отвечают в первую очередь потребностям покупателя. Меня как человека, отвечающего за продукт, волнует в проекте все, что связано с потребителем. Например, инженерные лотки, которые находятся в подвале, − нет, это часть технического решения. А вот система грязеудалений, пороги при входе в здание или безбарьерная среда на территории всего района − это, безусловно, часть продуктовой стратегии.
В зоне ответственности продуктолога находится контроль качества проекта на протяжении всего его жизненного цикла, от идеи до этапа заселения людей и их будущей жизни.
GMKBlog: Как проходит рабочий день директора по продукту?
П. К.: В зоне моей ответственности − два основных раздела. Первый − операционная деятельность, работа с текущими проектами. Каждый наш продуктолог ведет свой набор проектов, отвечая за его оперативное проектирование от старта до завершения – во всех направлениях: благоустройство, архитектура, планировка, инженерия. Я курирую их работу.
Второй блок касается инноваций и развития, типизации решений. Это зона для меня наиболее важна, потому что связана с некими улучшениями и изменениями компании в целом. Это работа с новыми подрядчиками, с новыми идеями. Работа кабинетная − много встреч, исследований, постановка задач для исследований. Она занимает около 70% моего времени.
Еще одно направление было создано с моим приходом − «Продуктовая лаборатория», она полностью ориентирована на НИОКР, здесь занимаются исследованием продуктовых проектов.
GMKBlog: Какие значительные изменения претерпел продукт за последнее время?
П. К.: Изменений много, во всех частях продукта − архитектуре, внутреннем наполнении здания. Основные, наиболее заметные:
– Увеличение доли «евроформата». Если раньше многие консервативные застройщики использовали классические советские планировки, то теперь «евроформат» появляется и у них.
– Готовая отделка. Если в 2014 году мне приходилось убеждать акционеров компании, что за отделкой будущее, сейчас таких вопросов не возникает.
– Благоустройство – двор без машин, безбарьерная среда, детские площадки. За последние 10 лет самые радикальные изменения произошли именно здесь − город и его политика очень сильно подстегивают развитие этой сферы, и застройщики уже не могут не соответствовать.
Появилось также множество других элементов продукта: кладовые, ставшие неотъемлемой частью ЖК, алюминиевые окна, даже в комфорт-классе.
GMKBlog: Придет ли девелоперский рынок к подобию автомобильного? Когда разные марки работают на нескольких платформах, а потребитель наблюдает различия только в дизайне?
П. К.: Да. Автомобильный рынок близко к девелоперскому, и мы внимательно следим за тем, что там происходит. Здесь все серьезные изменения случаются благодаря эффекту низкой базы.
Справка. Эффект низкой базы – в экономике, финансах, демографии и статистике возникает тогда когда впечатляющие темпы роста того или иного индикатора объясняются его крайне низким стартовым показателем (Вики).
Сейчас, когда маржа застройщиков постепенно сокращается, а конкуренция растет, перечень улучшений, которые привносятся в продукт, будет сокращаться.
Одновременно происходит другой процесс − когда атрибуты из высоких классов переходят в более низкие. И в какой-то момент сама граница станет едва заметной.
Это естественное взросление рынка и продукта − когда практически во всех направлениях и классах мы увидим некий унифицированный стандарт, приближенный к бизнес-классу. Думаю, это произойдет в горизонте 5–10 лет.
GMKBlog: Будет ли серьезный пересмотр продуктовой линейки – эргономика, зонирование, МОПы, – которую обещали многие девелоперы во время пандемии?
П. К.: Рынок недвижимости консервативен по своей природе. Ждать радикальных изменений бессмысленно. Но пандемия все же перетряхнула отношение к своему пространству. Никогда до этого люди на планете Земля не проводили столько времени в своих жилищах. Мы стали уделять больше внимания зеленым зонам, местам общего пользования, эргономике и планировкам квартир. То есть всё, что раньше было размыто, стало более проявленным.
GMKBlog: На каких принципах будет строиться продукт через 5–10 лет?
П. К.: Постепенно заканчиваются изменения, самые очевидные для потребителя: отделка, входные группы, архитектура.
Думаю, в будущем мы увидим перемены и в зоне менее материальной – в зоне «обвязки» продукта, в том, что касается образа жизни людей. То, до чего раньше у девелопера не доходили руки:
– Альянсы с крупными образовательными организациями и конкуренция в этой сфере.
– Качество управляющих компаний. В качестве иллюстрации: наиболее активно растущие УК пришли со смежных рынков. Здесь мы видим огромное пространство для роста и улучшения продукта.
– Также нас нас ждут изменения в сфере работы с сообществами. Мы уже видим это в деятельности прогрессивных застройщиков − создание комьюнити-центров, коворкинги, выход на прямое общение с собственниками, попытки их объединить. Это важнейшая зона для улучшения, влияющая на лояльность и повторные продажи.
– Будут задавать тренд цифровые технологии. ТОП-10 застройщиков активно внедряет умный дом как на уровне квартиры, так и на уровне зданий и районов.
– Также я видел много объектов за рубежом, куда можно было сразу въехать и жить. Они продаются уже с постирочной и полной меблировкой кухни. На наших рынках происходит унификация продуктовых решений, так что, скорее всего, мы будем двигаться в этом направлении и через 3-5 лет увидим предложения от застройщиков с меблировкой в существенном проценте, либо в большинстве.
GMKBlog: Реально ли найти золотую середину между инновациями и масштабированием?
П. К.: Найти золотую середину возможно. Главное – понять класс продукта.
В комфорте важны максимально эффективные типовые решения, удобные для потребителя и выгодные для застройщика.
В бизнесе или высоком классе залог успеха и хорошего результата, наоборот, – поиск уникальной идентичности, фишек, которые выделят тебя среди конкурентов.
Поэтому для каждого класса эта задача решается индивидуально. В компании ФСК выстроен механизм правильного внедрения инноваций, система сдержек и противовесов, которая позволяет найти именно тот объем инвестиций в инновации, который будет приемлем для компании и не убьет экономику проекта.
Одним из моих нововведений было закрепленное за мной право обогащать каждый новый проект какими-то инновационными решениями. Я предлагаю их, говорю, сколько они могут стоить. Со стороны технического заказчика или финансистов поступают ограничения. В этом диалоге рождаются новые инициативы и решения, которые мы как продуктологи обязаны вносить в каждый последующий проект.
GMKBlog: Мечта многих девелоперов – сформировать квартирный или «секционный» конструктор: несколько типовых решений, которые можно привязать к любой территории. Насколько это возможно в реальности?
П. К.: Не только возможно − мы завершили такой проект и через 1–2 месяца будем его анонсировать. Это называется «параметрическое проектирование»: берешь участок, вводишь ограничения, связанные с ним, и получаешь на выходе оптимальное решение с точки зрения посадки, выхода полезных площадей, квартирографии.
В периметре ФСК находятся крупные домостроительные комбинаты и без такого подхода невозможно добиться эффективности в индустриальном домостроении. Он позволяет сократить время на проектирование, повысить эффективность строительства, снизить себестоимость и затраты. Его можно применить к любой площадке.
Где брать продуктологов? На стыке каких профессий получаются лучшие специалисты? И действительно важный вопрос – поможет ли, если детьми их заворачивать в ватман? Об этом Сергей Разуваев спрашивает Петра Кирилловского в видео. Смотрите и подписывайте на наш YouTube-канал!