Примечание: отдельные данные в статье приведены без учета решения о снижении ключевой ставки на 25 бп 7 февраля 2020 и без учета эффекта сделки по выкупу доли ЦБ в Сбербанке из средств ФНБ, объявленной в середине февраля.
Строительство и девелопмент – коренная отрасль экономики, и если мы посмотрим на последние изменения, в том числе в составе Правительства РФ, а также на то, что было заявлено в послании Президента и в рамках коррекции бюджета, станет ясно, что эта сфера сейчас в приоритете. По ней ожидается достаточно много изменений.
Каким был 2019 год
Год был достаточно сложный и незабываемый, но можно сказать, что с точки зрения макроэкономиста этого года не было. Было второе полугодие 2018-го и первое полугодие 2019-го – сами по себе, а потом – второе полугодие 2019-го – само по себе.
С чем это было связано? 14 июня 2018 года не только начался Чемпионат мира по футболу, но и было предложено повысить пенсионный возраст, а самое главное – увеличить НДС на 2 процентных пункта. После этого стало заметно, как начались достаточно сильные изменения в макроэкономическом поведении и поведении бизнеса.
Экономическая активность, какая только можно, переносилась на 2019 год. Резко увеличились инфляционные ожидания. Центральный банк начал «зажимать» и без того жесткую денежно-кредитную политику. В год входили с достаточно плохими инфляционными ожиданиями, а плюсом к этому наложился локальный кризис на развивающихся рынках.
Но всё пошло, как в известном выражении Александра Лукашенко: «Жить будете плохо, но недолго». Так и получилось: «плохо» в этом случае оказалось «недолго».
Инфляция достигла своего пика (причем не настолько высокого, как ожидалось, а в районе 5,3%) в апреле-мае, а после этого резко пошла на спад. Внешняя конъюнктура оказалась благоприятной, ситуация на мировых рынках стабилизировалась, в том числе, за счет потоков дешевых денег от ФРС и Европейского центрального банка.
Наш Центральный банк уже с середины июня 2019-го года начал «резать» ставки, причем более быстрыми темпами, чем ожидалось. Кстати, это был тотальный позор всех прогнозистов. Хотя, не то чтобы тотальный – ведь понятно, что экономическое прогнозирование создано, чтобы астрологи чувствовали себя уверенно… Но в данном случае с инфляцией прокололись практически все, так же как и с курсом доллара.
В результате, что мы видим сейчас: в новый год входим с достаточно низкой инфляцией и с перспективами сильного снижения процентных ставок. Входим с ускорением роста, и общие тенденции достаточно хорошие.
Правда, надо понимать, что сейчас уровень волатильности стал значительно меньше, поэтому какие-то глобальные изменения могут случиться только при очень больших сдвигах во внешней конъюнктуре или государственной политике.
Ключевые прогнозы на 2020 год
Ниже привожу позицию «Эксперт РА» по основным макроэкономическим показателям:
Что мы видим позитивного? Резервы, скорее всего, превысят 600 млрд долларов. Причем, в долларах это будет номинально, потому что сейчас, в основном, это золото, евро, некоторое количество юаней. Фонд национального благосостояния, скорее всего, приблизится к 9% ВВП. Рост ВВП, вероятно, будет не меньше 2 процентов, может быть, и больше. И, наконец, ключевая ставка, будет снижаться, что уникально.
Таким образом, если в последние годы у нас была очень жесткая бюджетная политика, то сейчас нам одновременно и воротник «смирительной рубашки» распускают и «рукава» развязывают. Поэтому – жить будет лучше, жить будет веселее.
Но, конечно, надо соразмерять масштабы. Речь не идет о том, чтобы включить «печатный станок» или «раскидывать из вертолета» бюджетные деньги. Речь идет только о некоторых мерах по компенсации того зажима, который мы наблюдали в последние несколько лет.
Драйверы и барьеры экономического роста
Среди основных драйверов:
- снижение инфляции и быстрое снижение ключевой ставки с июня 2019-го – это новая реальность на долговом рынке;
- хорошая внешняя конъюнктура;
- экономика адаптировалась к более высоким налогам, более того, мы видим, что рост собираемости продолжается. Рост налогового пресса также растет, но менее «удушающими» темпами, чем был, например, 3 или 4 года назад;
- санкционные риски не реализовались, и есть вероятность того, что они не реализуются в той степени, как ожидалось, например, в 2018 году;
- смягчение бюджетной политики (1–1,5% ВВП) – это, конечно, самое главное.
В числе главных ограничений:
- реальные ставки будут оставаться высокими;
- нацпроекты будут реализовываться медленно, хотя всё-таки это приоритет нового Правительства, и мы это тоже увидим;
- огосударствление банковской системы;
- потребительский сектор останется под давлением, более того, большого роста доходов населения даже на фоне роста зарплат не предвидится по понятным демографическим причинам;
- развитие фондового рынка сильно отстает от потребностей в финансировании.
Собственно говоря, самый хороший график, что мы видим – это снижение ключевой ставки.
Скоро, скорее всего, мы увидим снижение еще на 25 базовых пунктов, если не больше. И вероятно, будут еще понижения до середины года. Почему? Инфляция уже ушла ниже 3% и в какой-то момент в первом полугодии будет в районе 2,5%. Центральный банк заявил о том, что сейчас идет переход к нейтральной денежной кредитной политике – а это инфляция плюс 2–3%. Простыми арифметическими действиями получаем, что верхняя планка ставки должна быть где-то в районе 5,5%, – что удивительно. Центральный банк стал явно спокойнее относиться к инфляционным данным.
Более низкая ключевая ставка и достаточно позитивные события на рынке ОФЗ транслируются в более дешевое фондирование для всех остальных, в более низкие ипотечные ставки и более низкую стоимость фондирования для банков и компаний. Соответственно, просто объективно будет дешевле кредитоваться и постепенно будет происходить где-то – рефинансирование, где-то – взятие новых кредитов по более выгодным ставкам.
Что еще хорошего – волатильность рубля и его зависимость от нефти резко снизилась. Это, наверное, более важно для потребительского рынка экспортеров, но при этом стабильность – это, скорее, хорошо. Более того, это способствует снижению ставок на рублевом рынке и тоже улучшает возможности для тех, кто заимствует дома, а таких сейчас, кроме экспортеров, подавляющее большинство.
Бюджет: небольшие послабления
Что будет с бюджетом? Профицит 2019-го, скорее всего, будет рекордным, потому что в этом году будет и больше трат, и налоговые поступления из-за несколько укрепившегося рубля будут пропорционально меньше. В данном случае рекордный профицит и неспособность потратить излишки привели к тому, что произошла некоторая коррекция курса. Темпы роста сбора налогов будут оставаться относительно высокими, но меньшими, чем в прошлые годы.
Налоговая политика: останется консервативной
Здесь не стоит ожидать больших изменений. Если бы мы жили в идеальном мире, скорее всего, новое Правительство сказало бы: «Мы «откатим» повышение НДС, снизим налоги на бизнес. Давайте будем способствовать экономическому росту!» Но мы живем не в идеальном мире. Во-первых, крокодил назад не разворачивается – и государственный бюджет тоже. А во-вторых, было принято решение двигаться в сторону, скажем так, более «социального бюджета» – по политическим соображениям, а также потому, что доходы населения были признаны более важным и острым вопросом, нежели экономический рост сам по себе.
С другой стороны, большой профицит даже вне бюджетного правила дает возможность для налоговых маневров в отдельных отраслях и в ведении дополнительных стимулов. Расширение мат. капитала, новые пособия, новые «раздачи слонов» из федерального бюджета. У региональных бюджетов тоже ситуация достаточно неплохая.
В этом году, скорее всего, больше половины регионов сократят свои долги, но опять же смотреть на номинальный уровень долга при снижающихся ставках не очень осмысленно, но баланс или небольшой профицит у большинства регионов все-таки будет, чего не было давно. Это показывает, что собираемость идущих в бюджет регионов налогов достаточно хорошая. Кстати, это одна из причин, почему решили не трогать НДФЛ, во всяком случае, на ближайшие пару лет.
Долговая политика: есть запас прочности
Долговая политика у государства тоже будет достаточно консервативной. Сейчас, если мы посмотрим на макропараметры, Россия выделяется среди почти всех развивающихся экономик крайне низким уровнем государственного долга. Понятно, что это «ушибленность» 98-м и 2008-м годами. Но факт в том, что заимствовать Правительству не очень и нужно, и это делается, скорее, для поддержания рынка и для исполнения бюджетного правила. Это, скорее всего, значит, что при реальных процентных ставках будет много покупателей-иностранцев и будут более дешевые ставки для индустрии девелопмента.
Макроситуация и рынок недвижимости
Что касается макроситуации, из хорошего мы увидим снижение ставок стоимости ипотеки корпоративного фондирования. Кроме того, мы увидим расширение маткапитала, которое, в первую очередь, транслируется на жилищном рынке – и не только на федеральном уровне, но и на региональном.
По поводу эскроу-счетов и проектного финансирования – не мне вам рассказывать, что происходит. В этой области будет много еще событий, так как остается много недовольства как на уровне общественного мнения, так и на уровне госорганов.
И наконец, по поводу перестановок в Правительстве в контексте строительного сектора. Исходя из делающихся заявлений и назначаемых персон, я думаю, что идея реновации будет приходить во все крупные города и регионы, где этого нет. Она будет выражаться не только в перестройке целых кварталов и в другом режиме пользования собственности, но и, например, в виде ужесточения госконтроля и снижении цен при повышении объемов.
Например, в Татарстане похожие меры принимаются давно, но будут в больших объемах. Скорее всего, те регионы, кто не имеет своих ресурсов, будут получать федеральное софинансирование.
Выводы
В целом, 2020-й год будет более благоприятным, чем прошлый.
— Глобально в макроэкономической ситуации лучшие перспективы у отраслей, ориентированных на экспорт, либо участие в инфраструктурных проектах.
— Реализация «майских указов» ускорится, но вряд ли станет драйвером резкого роста.
— При этом строительство и недвижимость находятся под влиянием разнонаправленных факторов. С одной стороны, у государства есть заинтересованность в росте объемов, есть меры по стимулированию приобретения жилья, будут ниже процентные ставки, с другой – идет ускорение исполнения национальных проектов, а это влечет большую стоимость на материалы и услуги поставщиков, потому что туда придет и гораздо больше государственного контроля.