Но не обязательно быть дизайнером, чтобы качественно доносить свои мысли до аудитории. Хочу поделиться с вами некоторыми простыми рекомендациями, соблюдая которые, вы сами полюбите свои презентации, а это, в конце-концов, уже половина успеха.
Если провести аналогию, то идея, контент — это картина, а багет — это презентация. Так вот задача багета — усилить эффект от картины! Задача слайда — донести до зрителя нужное сообщение, а «оформление» этой мысли должно помогать.
Превосходство образов. Ученые предоставили море доказательств, свидетельствующих о том, что информация, поданная в форме изображения, а не текста, легче воспроизводится в последствии. Если вы воспринимаете информацию на слух, то через три дня в памяти останется лишь около 10%. Но стоит добавить картинку – и степень запоминаемости подскакивает до 65%. Это значит, что с помощью изображения вы можете запомнить в 6 раз больше информации, чем при восприятии исключительно на слух.
Существует такое понятие «двойное кодирование». Согласно этой теории, визуальная информация и вербальная информация размещаются в памяти раздельно; они могут храниться как изображения, как слова или как то и другое сразу. Понятия, которые усваиваются в форме изображений, кодируются одновременно и визуально, и вербально. Слова кодируются только вербально. Иначе говоря, картинки более ярко отпечатываются в мозге. Если вас попросить запомнить слово «собака», ваш мозг зафиксирует его как вербальный код. Если вам покажут картинку с собакой и попросят запомнить слово «собака», это понятие зафиксируется визуально и вербально, что существенно повышает вероятность запоминания. Учитывайте, что «собаки» хорошо вам знакомы, а если речь идет о незнакомом новом понятии, то сохранение в памяти в виде картинка + слово – гораздо более эффективно.
Не надо списков. Прислушайтесь к рекомендациям Сета Година из его публикации «Действительно очень плохая презентация». Эксперт рассказывает о трех целях, которые обычно ставят перед собой создатели презентаций. Они используют слайды в следующем качестве:
#1 импровизированный суфлер, который подскажет, что говорить
#2 конспект лекции
#3 памятки для аудитории
Первая цель — ложная: вы должны быть готовы к выступлению без помощи презентации, ведь она создается для аудитории, а не для лектора. Вторую и третью цели многие понимают неверно и поэтому вставляют в слайды планы и списки из множества пунктов и подпунктов. Не надо: картинки тоже могут играть роль конспектов и памяток. Кроме того, вы же хотите, чтобы аудитория вас слушала, а не читала. Так что не отвлекайте людей от самого важного — от вашей устной речи.
Наши простые советы:
#1 Правило 5 секунд. Представьте, что у вашего слайда есть лишь 5 секунд жизни. Можно ли за это время понять в общем целом – о чем речь?
#2 Сокращай. Если можно сократить текст – его нужно сократить. А если никак нельзя? Разделите его на несколько слайдов. Одна мысль – один слайд.
#3 Подумать над картинками. Не рекомендуем выбирать тривиальные фото. Особенный эффект имеют презентации, в которых фотографии метафоричны по отношению к тексту или с юмором (если уместно). Важно: все изображения должны быть в одном стиле.
#4 Цифры. Если в презентации есть цифры, то хорошо, когда их мало. Еще лучше переводить цифры в понятную легкую инфографику (диаграммы и тп)
#5 Правило Джорджа Миллера. Включайте в слайд как можно меньше объектов!
Психолог Джордж Миллер провел ряд экспериментов, целью которых был анализ памяти. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Таким образом, кратковременная память — «кошелёк», в который можно «положить» одновременно семь «монет». Причём память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики. Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9.
Поэтому для качественного восприятия слайд может содержать, к примеру список из не более, чем 5 пунктов, схему из 5-6 элементов или график с тем же количеством выведенных данных.
#6 Разнообразие. Чередуйте слайды с картинками и текстами или графиками, глаз должен отдыхать, плюс ко всему информация на контрасте всегда лучше воспринимается.
#7 Цвет. Выбирайте для презентации 1-3 основных цвета. Выбор цветов должен соответсвовать содержанию презентации, либо если презентация корпоративная – используйте фирменные цвета компании. Как подобрать гармоничную палитру цветов – отдельная тема, но есть удобные пользовательские ресурсы в помощь:
Adobe Kuler | Paletton | In color balance
#8 Контрастность. Соблюдайте контрастность, как при взаимодействии фона и текста, так и в случае картинка-текст (фотография не должна мешать прочтению)
#9 Шрифты. Текст должен хорошо и комфортно считываться.
— Используйте один вид шрифта (меняйте жирность и размер)
— Лучше использовать шрифты без засечек.
— Избегайте использования всех заглавных букв (исключение – короткие заголовки) Все «капсы» воспринимаются как КРИК, и слова становятся более трудными для восприятия.
— STOP-эффектам. Отзеркаливание, обводки, тени, волны и прочие приветы из 90-х.
#10 Инфографика. Не дизайнеру будет сложно создать полноценную инфографику, но включить в свою презентацию вспомогательные иконки можно и существуют различные сервисы для решения этого вопроса:
theNounProject | Smashing Magazine | Flaticon | Icon Monstr
#11 Лайфхак от Гая Кавасаки. Один из самых известных спикеров Кремниевой долины Гай Кавасаки рекомендует следовать правилу 10/20/30. Все просто: презентация должна состоять из 10 слайдов, занимать 20 минут, а текст должен быть набран 30 кеглем.
#12 Совет от спикера TED Talks. Профессор университета епископа Уильяма Лоренса Майкл Портер пользуется простым способом определения оптимального размера шрифта на слайдах — по мнению ученого, размер шрифта должен быть в два раза больше, чем средний возраст предполагаемой аудитории. Чаще всего, это означает, что размер будет в интервале от 60 до 80 пунктов. Портер считает, что если все нужные слова в таком случае не влезают на слайд, то это значит, что сообщение недостаточно лаконично и его можно сократить.
Как и в любом рассказе лучше всего запоминается начало и конец. Начнайте мощно! С нужных слов и ярких образов, завершите эффектно! (а не как часто бывает – слайдом “Спасибо за внимание”)
А теперь рекомендации от меня, что почитать и посмотреть по этой теме:
#1 А. Каптерев. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир
#2 Д. Донован. Выступление в стиле TED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций
#3 Н. Яу. Искусство визуализации в бизнесе. Как представить сложную информацию простыми образами
Где искать вдохновение?
Pinterest | Slideshare | NoteAndPoint
Думаю, многие вспомнят фразу великой американской писательницы Майя Анжелу:
«Люди забудут, что вы говорили; Люди забудут, что вы делали; Но люди никогда не забудут, какие чувства вы у них вызвали».
Думайте не только о том, что слушатели должны знать — подумайте о том, какие чувства нужно пробудить в них.