Маркетинг и PR

Барьеры онлайн-сделок

Как девелоперу пройти «точку невозврата»
Барьеры онлайн-сделок
Карантин заставил – и сейчас девелоперы по всей России делают срочную ревизию способов продавать квартиры онлайн. Лидеры рынка выяснили уже давно, а региональные девелоперы начинают понимать это сейчас: бесшовно продавать онлайн в России невозможно.

Клиент по закону не может подписать договор ипотеки онлайн. Ещё нужен «живой» нотариус и выпуск ЭЦП с личным участием клиента – или хотя бы через курьера.

Но я думаю, что «швы» процесса со временем рассосутся – и случится это довольно скоро. На это работает безысходность момента. Девелоперы, государство и банки просто вынуждены объединяться, чтобы вместе осваивать новую территорию – онлайн-пространство.

Доработка инструментов в стадии оцифровывания сделки на уровне государства – дело времени.

«Сбербанк» уже анонсировал выпуск в апреле «коробки» решений для удаленного открытия эскроу-счетов застройщиками и решения по сделкам с участием нотариусов.

Летом заработает новая редакция №63 ФЗ – закона об электронной подписи. В нововведениях идет речь о том, чтобы использовать для дистанционной идентификации данные ЕСИА – а это серьезно упрощает процесс, так как аккаунты на «Госуслугах» есть у многих. И это еще пара шагов навстречу цифровому паспорту.

Кроме того, я убежден, что на скорость развития процесса будет влиять то, что новый премьер-министр Михаил Мишустин ранее заведовал Федеральной налоговой службой – и это те люди, которые давно и эффективно работают с большими данными.

И даже при нынешнем раскладе УЖЕ есть девелоперы, которые обходят барьеры оцифрованной сделки, создавая свои решения, не дожидаясь готовых. ГК «ПИК» первым в России сделал онлайн-покупку квартиры с оплатой банковской картой через личный кабинет, без контактов с менеджером. ГК «Пионер» в рамках ограничений карантина предлагает ипотечникам «начать» сделку с рассрочки, чтобы отложить их визит в банк на благополучное время. Похожая «отложенная» схема у них – с выпуском ЭЦП: копия заявления идет в личный кабинет, а оригинал клиент может прислать и позже.

Сергей Разуваев, GMK

Девелоперам, которые сейчас вне этих процессов, принять «новую пищу» будет непросто. Но не освоить ее – значит уйти с рынка.

Сергей Разуваев, GMK

Вместе с этим девелоперы, даже те, кто не думал об этом раньше, готовы вкладываться в цифровизацию рекламы и продаж.

Не побоюсь предсказать, что после нескольких недель отсутствия контакта с внешним миром полностью оцифрованная сделка станет новым ожиданием клиента. Опора людей на онлайн-услуги возрастет.

Об этом же стоит помнить, формируя маркетинговый бюджет. В переводе продаж на онлайн важно постоянно разъяснять клиентам, что происходит. В бюджете – расставить приоритеты в пользу диджитал. В апреле мы опросили наших клиентов-девелоперов: 40% процентов имеют в планах увеличивать долю онлайн-продвижения. Мое мнение: даже при падающем спросе нужно оставаться в эфире и быть честным.

Если мы хотим, чтобы рынок недвижимости перестал быть вечно догоняющим в глобальной цифровой трансформации бизнеса; если мы хотим, чтобы онлайн-продажи перестали быть маркетинговой фишкой и стали полноценным каналом работы с клиентами; если мы хотим с помощью цифровых технологий повысить эффективность управления и сделать бизнес еще более прозрачным, – мы должны объединить свои ресурсы и обратиться к государству. Устаревшие правила игры тормозят развитие наших рынков. Нам нужна возможность полноценной адаптации к современным цифровым реалиям.

Что еще? Я думаю, что в самой ближайшей перспективе будет резкий рост так называемых центров впечатлений. Это некое место или программное обеспечение, которое позволит покупателю дистанционно проникаться идеологией проекта, а не только его прагматическими характеристиками – планировкой, квадратурой, условиями покупки.

И кроме того: произошедшее заставит смотреть девелоперов далеко вперед и, возможно, они начнут использовать практику стресс-тестов, которая популярна в банковской и ряде других сфер. Это позволит видеть слабые места заранее, не дожидаясь кризисов.

Девелоперам, которые сейчас вне этих процессов, принять «новую пищу» будет непросто. Но не освоить ее – значит уйти с рынка. Машина времени идет на высоких оборотах.

Поделиться

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости

Полезные статьи о маркетинге и продажах в недвижимости. Помогаем развиваться и улучшать проекты девелоперов.

GMK Club
Что дает резидентство в GMK Club:
  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.