Реальность IT-рынка
На рынке происходят серьезные изменения. Цифровизация для его участников – всё важнее, а конкуренция между ними – всё жестче. Наверняка вы слышали, что сказал на эту тему глава Группы «ПИК» Сергей Гордеев.
Да, путь выбора недвижимости упрощается и переходит в «цифру». В горизонте 3–5 лет потенциальному покупателю будет казаться странной просьба застройщика «приехать на показ в офис», когда квартиру можно оформить онлайн на одном из популярных сайтов. Если девелопер не планирует покупать заявки на свои же квартиры у агрегаторов в ближайшем будущем, мы рекомендуем обратить внимание на подход, с которым разрабатываются в IT-компаниях цифровые продукты.
IT-компании – это разработчики софта, аутсорсинговые компании, которые за счет технологий превращают сложный и многоступенчатый процесс в удобную и понятную цифровую услугу. Доходить в таких комплексных и сложно контролируемых процессах до финала им помогают четыре важных принципа.
Идите с той же скоростью, с какой идет IT-рынок
Частая практика, когда девелоперы пытаются годами выбрать CRM. Ими движет идея найти священный Грааль, который поможет стопроцентно и без риска решить задачу. Но это невозможно, ведь среда постоянно меняется!
Выход – помнить, что пока вы принимаете безрисковое решение, «цифра» уйдет далеко вперед. Адаптируйтесь к этой скорости и примите мысль, что без рисков не обойтись. Решайте задачи небольшими итерациями. Например, тот же запуск CRM можно разделить на небольшие этапы и запланировать время на «обкатку» нового функционала сотрудниками.
Как делать не нужно: год выбирать решение для CRM отдела продаж, которое подходит на 100%; мучительно сравнивать плюсы и минусы из презентаций.
Как делать нужно: быстро выбрать 2–3 решения, которые подходят на 70%, протестировать в деле на протяжении месяца, собрать обратную связь и принять решение.
Покупайте не финальный результат, а процесс работы
Когда девелоперы заключают договор с IT-подрядчиком, то фокусируются на том, каким будет ее результат. Они стараются предусмотреть в нем все риски и все возможные исходы. К сожалению, такой подход сильно тормозит темп работы в сфере, где ошибки и баги – часть рутины.
Застройщики-лидеры научились покупать не финальный результат, а сам процесс работы. Они понимают, что ошибок и сбоев в ней всё равно не избежать – поэтому выбирают принять это и взять на себя часть рисков.
При этом, когда вы покупаете сам «процесс» работы, больше вовлекаться в работу с подрядчиком, участвовать в процессе. А не ждать дедлайна, чтобы внезапно увидеть, что результат не похож на ожидания.
Как делать не нужно: заказать у компании разработку приложения и с покупкой результата; прописать на 50 страницах договора все возможные риски.
Как делать нужно: заказать у компании разработку приложения с покупкой часов работы; создать у себя внутри проектную команду, вовлеченную в работу с IT-подрядчиком.
Примите неизбежность ошибок
Ошибка в проектировании дома и ошибка в проектировании интерфейса имеют разные последствия. Зачастую девелоперы забывают, что ошибки в IT – повседневная рутина и к ним нужно относиться соответственно. «Попробуйте выключить и включить, попробуйте перезагрузить браузер, очистить кэш» – фразы, которые вы часто слышите, так как работа в IT связана с неопределенностью. Именно это породило в IT-среде правильную терпимость к ошибкам.
Проверьте, насколько вы терпимы к ошибкам. Вспомните, когда вы последний раз тестировали систему и видели какую-то неточность, даже маленькую, как вы реагировали? Если вы были категоричны даже к маленькому недочету и не согласились смотреть на полностью готовый результат, несмотря на горящие дедлайны, – то у вас слишком высокая нетерпимость к ошибкам. За это вы будете платить очень дорого деньгами и временем.
Как делать не нужно: ожидать идеального результата в мелочах, не обращать внимания на общий результат работ.
Как делать нужно: видеть общую картину, распределять приоритеты для достижения главной цели проекта.
Начинайте цифровизацию «с головы»
В процесс цифровизации первично вовлекать топ-менеджмент компании – потому что эти люди видят максимально полную картину бизнеса и могут направить работу именно туда, куда нужно. Как показывает практика, однажды вступив на путь «цифры», топ-менеджеры начинают очень хорошо разбираться в цифровых технологиях.
Как делать не нужно: делегировать важные цифровые изменения сотрудникам, которые имеют ограниченные знания о компании; не привлекать топ-менеджеров.
Как делать нужно: создать проектную группу; вовлекать в ее работу топ-менеджеров бизнеса.
Смотрите на инновации, как прагматик
Оцифровка и переосмысление сложных процессов – для девелоперов это один из способов работать быстрее и эффективнее. Но оцифровка не приводит к оптимизации ресурсов, если девелопер в принципе не оценивает окупаемость инновационных решений. Относитесь к внедрению нового функционала, как относились бы к инвестиции в операционную эффективность. Заранее подумайте, каким образом можно оценить его эффективность и сколько ресурсов оно сэкономит компании.
Как делать не нужно: внедрять решения «как у всех», не оценивать выгоду от внедрения функционала.
Как делать нужно: определить показатели оценки инновации – стоимость, риски, окупаемость, а также то, поможет ли выбранное решение сэкономить ресурсы.
P. S. Пока Дмитрий писал свою колонку, его компания «Ремарк» заняла второе место в рейтинге крупнейших интеграторов CRM в сфере недвижимости России, составленном компанией Profitbase. Поздравляем! Подробности