Творчество нужно не только художникам или музыкантам. Оно пригодится во многих ежедневных вопросах: например, если надо придумать новое использование привычных вещей или новый способ презентации продукта.
Как и любой навык, креативность можно тренировать. Мы подготовили 7 шагов к развитию креативного мышления по книге Майкла Микалко «Рисовый штурм». Главное правило креативности – не бояться пробовать. Попробуйте и вы «прокачать» свое творческое начало!
Шаг №1. Ежедневные тренировки
Возьмите за правило каждое утро выделять время на «прокачку» креативности. Главное – преодолеть лень и негативное отношение.
— Каждый день устанавливайте квоту новых идей, касающихся вашей работы. Например, что можно сделать, чтобы каждый посетитель при входе в офис продаж улыбался; какой должна быть скамейка, чтобы жители дома вставали в очередь посидеть на ней и т.д.
— Креативность не любит рутину. Поэтому долой ежедневные привычки. Меняйте дорогу на работу, пейте свежевыжатый сок вместо кофе, обедайте в непривычном месте и т.п.
— Копите идеи в личном банке. Записывайте идеи в блокнот, сохраняйте образы, создавайте личную стену с идеями.
— Путешествуйте. Благодаря путешествиям вы сможете взглянуть на мир с новой стороны. Нет возможности уехать? Тогда читайте статьи и блоги путешественников.
А теперь рассмотрим методы раскачки креативности, позволяющие сгенерировать идеи.
Шаг №2. Метод SCAMPER
SCAMPER – это аббревиатура: в ней зашифрованы вопросы, помогающие превратить предмет или услугу в нечто новое.
S – Substitute: что можно заменить? Посмотрите, какие элементы можно заменить в вашем процессе, чтобы получилось что-то новое.
C – Сombine: что можно скомбинировать? Попробуйте скомбинировать идеи – так тоже может родиться нечто интересное.
A – Adapt: что можно адаптировать? Адаптируйте чужие идеи для своей деятельности.
M – Modify: что можно модифицировать? Если идея не совсем подходит для вашего бизнеса, попробуйте модифицировать какой-то элемент продукта.
P — Put to other uses: есть ли другое применение? Новые возможности использования привычных продуктов и услуг – еще один источник вдохновения.
E – Eliminate: что нужно устранить или уменьшить? Устраните то, что вызывает сложности в вашем процессе.
R – Rearrange: что можно изменить или перестроить в процессе?
Шаг №3. Метод «Ящик идей»
В любом процессе для начала нужно сформулировать задачу. Для наглядности приведем пример из книги.
Задача: создать новый бизнес владельцу автомойки. Параметры услуги, которые мы можем предложить или улучшить: метод, объект, оборудование и товары. Параметры продукта: упаковка, распространение, продвижение и продажа. Составляем список вариаций к каждому параметру. Комбинируем параметры.
Комбинируя вариации параметров, мы можем сгенерировать идеи для продукта или услуги. Из примера случайным сочетанием получаем новый бизнес — «собачью мойку». В девелопменте благодаря методу «ящик идей» можно придумать новый способ показа демоквартир, разработать свежий рекламный буклет и так далее.
Метод №4 «Цветок лотоса»
Рассмотрите схему, напоминающую цветок.
План действий:
— В «цветке» есть середина — это ваша цель. Например, повысить прибыль.
— На «лепестках» пишем ключевые компоненты, необходимые для реализации цели,- «партнеры», «поставщики» и т.д.
— Каждый компонент в свою очередь тоже становится центром, вокруг которого вы генерируете идеи.
— После того как все лепестки будут «закрыты», следует проанализировать получившуюся картину в целом и ее составляющие.
Этот процесс можно продолжать, пока не закончится схема лотоса.
Шаг № 5. Круг благоприятных возможностей
Также начинаем процесс с постановки задачи, например: рост популярности авиалиний.
План действий:
— Рисуем циферблат от 1 до 12.
— Под каждой цифрой пишем атрибут, связанный с задачей. Атрибуты должны отражать характеристику предмета или услуги.
— Кидаем два раза игральные кости и выбираем два атрибута.
— Рассматриваем атрибуты по отдельности. Формируем ассоциации.
В примере из книги выпали два атрибута — «зеленый» и «мобильный». После поиска ассоциативных слов у менеджера возникли комбинации «зеленые глаза», «путешествие» и «туристы». Родилась идея! Люди с зелеными глазами получают скидку при перелете.
Интегрируйте этот метод в строительство. Попробуйте использовать его, чтобы придумать новый способ повышения продаж квартир определенного формата.
Шаг №6. Креативность Леонардо да Винчи
Возможно, кому-то такой метод покажется сложным, ведь нужно рисовать бессознательно, чтобы пришли идеи. Но тем интереснее! Этим методом пользовался такой гений, как Леонардо да Винчи.
План действий:
— Записываем задачу и рассматриваем ее в течение нескольких минут.
— Расслабляемся.
— Позволяем интуиции создавать образы, символы и сценарии.
— Начинаем рисовать. Это могут быть каракули и линии — но здесь главное не красивые формы, а идеи, которые диктует вам подсознание. Дайте ему полную свободу!
— Изучите ваш рисунок.
— Запомните первое пришедшее на ум слово-ассоциацию.
— Напишите краткую заметку, используя это слово.
— Записывайте свои мысли и ассоциации с этим словом.
— Рассмотрите снова первоначальную задачу, будьте внимательны. Что-то поменялось? Появились новые идеи? Если нет, повторите процедуру зарисовки.
Леонардо да Винчи бросал на стену пропитанную краской губку и в отпечатавшихся пятнах видел различные образы, которые были отправными точками его идей.
Почему этот метод способен творить чудеса? Потому что визуальное мышление всегда находит новые и разнообразные связи между символами. Эти связи приходят интуитивно, бессознательно — и потому они не могут быть неправильными. Это самый честный подход.
Шаг №7. Инкубация
Последний метод очень важен в любом процессе творчества, и смысл его прост: позвольте идее отдохнуть.
После того как подготовительные работы выполнены, идеи сгенерированы, оставьте ваш вопрос в «творческом инкубаторе». Забудьте об идее, позвольте ей «созреть». Через день-два вернитесь, посмотрите свежим взглядом. Наступит озарение, и вы скажете: «Эврика!».
Этот метод дает возможность подойти к вопросу с другой стороны — не пренебрегайте им.
В заключение хотим отметить: в современном мире стандартное мышление — это путь к неудачам. Мыслите креативно и позитивно, и тогда решения будут найдены.