Идеи для PR-активностей в компании генерирует креативный директор – довольно необычная единица в штате девелопера. За воплощение задумок отвечает он сам, привлекая отдел маркетинга и сторонних подрядчиков. Фиксированной суммы годового бюджета на PR нет.
Система PR-активностей строится по гибкому годовому плану. Для продвижения отдельных ЖК используют классические инструменты PR, а главные креативные акции «Атомстройкомплекс» посвящает своему головному бренду. О необычных практиках застройщика рассказываем ниже.
Что делает компания
Создает заметное городское событие
Самое масштабное мероприятие «Атома» – фестиваль паблик-арта ЧӦ, который посвящен Екатеринбургу, его идентичности и проблемам. Первый раз фест провели в феврале 2020 года и повторили уже в октябре. Во время события уличные художники создают работы по всему Екатеринбургу – согласуя с местными властями. Фестиваль включает программу публичных событий в коллаборации с активистами и исследователями города.
В 2020 году свой арт-след в городе оставили Покрас Лампас (Санкт-Петербург), Андрей Бартенев, Артем Стефанов (Москва) и другие художники.
Покрас Лампас за созданием объекта специально для ЧӦ
В 2021 году первым объектом фестиваля стала ресайкл-инсталляция «_1702». Её сделали из переработанных алюминиевых отходов. Для пятиметрового арт-объекта в печи уральского завода расплавили двигатели, поршни и алюминиевые банки.
Ресайкл-инсталляция, автор – Рома Бантик, Екатеринбург
Возводит в культ малую родину
Спецпроект «На районе» компания устроила совместно с порталом The Village в 2020 году. В городе силён гиперлокальный патриотизм — и девелопер решил выпустить лимитированную серию футболок с названиями районов. А потом – рассказал в спецпроекте на The Village истории живых людей, которые живут там десятками лет.
Фото: The Village
Поддерживает в сложное время
В разгар локдауна весной 2020 года «Атом» развернул кампанию «Все будет хорошо». В ее рамках девелопер создал клип на песню «Сансары» и О! Марго «Все хотят обниматься». В основу видеоряда легли видео, которые люди прислали из разных точек мира. Все они снимали то, по чему больше всего скучают во время карантина.
Уважает историю Екатеринбурга
В сентябре 2020 года «Атом» установил информационную табличку, посвященную свердловскому поэту Борису Рыжему, чьи стихи составляют важную часть культурного кода города. Табличку закрепили в доме на улице Титова, где поэт прожил 11 лет. В цитату под именем перенесли красивый текст его предсмертной записки.
Фото — The Village
Показывает, что такое Урал на самом деле
К своему 25-летию в 2020 году девелопер сделал интерактивную карту, которая помогает узнать Урал и понять, что это не только горы, рудники и сказы Бажова. Девелопер разработал сайт и мобильное приложение с авторскими маршрутами по городу и области: от известных памятников до скрытых от глаз объектов уличного искусства.
Привлекает внимание к городским проблемам
Летом 2018 года компания организовала сплав по реке Исети совместно с Музеем истории Екатеринбурга. Катамараны с участниками стартовали в центре города и спускались вниз по реке в течение 5 часов. Этой локальной акцией застройщик привлек внимание к проблеме экологии – Исеть загрязняют радиоактивными отходами.
Фото — The Village
Эффект активностей
Эффективность PR-акций «Атома» не раз оценивали эксперты профессионального сообщества.
Так, кампания «Мы с Урала» получила награды на конкурсах «Рейтинг Рунета», CSS Design Awards, Tagline Awards, стала финалистом WOW Awards. Приложение «Мы с Урала» скачали 3000 пользователей. О нем писали федеральные и региональные СМИ и порталы.
Фестиваль ЧӦ в октябре 2021 года вошел в шорт-лист престижной международной премии Red Apple, наряду с такими лидерами отрасли, как агентство Voskhod. Также фестиваль высоко оценило жюри на премии «Серебряный Меркурий». Так, фестиваль в 2021 году взял четыре статуэтки, среди которых – «золото» в номинации нестандартной рекламы и «серебро» за создание бренда, оказывающего влияние на развитие и продвижение территорий.
О фестивале писали известные федеральные и местные порталы, а его арт-объекты стали популярным фотофоном для пользователей Инстаграм. В сентябре ивент получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив – грант на 3 млн рублей.
Как строится работа
Как устроен PR компании, рассказал в интервью GMKBlog креативный директор «Атома» Никита Харисов:
— Как в «Атоме» вообще появился креативный директор? Это же довольно редкая история для застройщика.
— Да, редкая. В принципе, лет пять назад таких работников почти и не было. Это если не ударяться в рассуждения о том, что бренд-менеджер выполняет в том числе и функции креативного директора 🙂
У меня всё сложилось больше по совпадению.
Я устал от работы в агентстве: там клиенты кладут 95% твоей работы в стол. Я хотел делать что-то результативное. А ещё хотел менять пространство вокруг себя.
Пост в Facebook — «Ищу работу или проекты, вот опыт, вот портфолио». И его увидел Виктор Ананьев. Он любит эксперименты, поэтому сперва позвал на пару проектов, а потом предложил вернуться в Екатеринбург из Москвы — и здесь, на месте, управлять всем. Сейчас строим бренд, помогаем людям улучшать город, и косвенно повышаем стоимость квадратных метров в нём.
— Откуда вы берёте идеи для проектов? Как они попадают в продакшен?
— Конкретного процесса нет. Что-то постоянно всплывает то там, то здесь. Я просто распоряжаюсь идеями рационально – не отмахиваюсь, не выбрасываю. Часто такое бывает, что сходу не получается ничего додумать, и сразу хочется выбросить. Хочется, но нельзя: всегда можно придумать, как сделать хорошо и круто.
Вот с табличкой Борису Рыжему так и было. В разговоре как-то всплыло, мол, вот такой поэт классный, очень его горожане уважают, но за пределами Екатеринбурга знают очень плохо. У человека не то что памятника нет, даже таблички какой.
А между тем, любая работа с наследием Рыжего – это обязательно реакция. Даже кустарные фильмы, в которых люди без какого-то опыта просто пытаются рассказать о Рыжем, обязательно расходятся. А ничего профессионально сделанного нет.
Идею быстро докрутили. Были планы глобальнее простой таблички, но пока установили хотя бы её, и уже стало лучше, чем было.
— Как вы всё обсуждаете и согласовываете? Как компания балансирует между «не потратиться случайно на что-то не то» и «не давить инициативу»?
— У нас всего два уровня утверждения. Сперва обсуждаем, докручиваем, согласовываем внутри команды. После приходим к коммерческому директору и согласовываем идею и смету.
Сейчас это всё звучит просто, да и на деле несложно.
Но это сложилось не сразу. Сперва мы работали очень аккуратно и наработали кредит доверия. Было не очень просто, зато теперь ничего не заворачивают. Иногда бывают проблемы с бюджетом, но на уровне идеи нам ещё, на моей памяти, ничего не завернули.
— А как вы измеряете успешность конкретной акции или кампании?
— С краткосрочными показателями всё просто. Смотрим количество публикаций и показов в СМИ, охваты в соцсетях.
Сейчас приспосабливаем стратегические инструменты. Уже внедрили регулярное исследование здоровья бренда. Будем каждое лето опрашивать людей, смотреть на их знания о бренде, на отношение к нему.
В будущем планируем замерять здоровье бренда ещё и для того, чтобы понимать результаты очень крупных акций. Вот на фестиваль ЧӦ уходит очень много сил и времени – и было бы неплохо провести опросы до него и после, чтобы понимать уровень отдачи.
Факторы успеха
Почему акции «Атома» выстреливают? Ниже – главные факторы, на которых базируется эффективность решений – по мнению их автора, Никиты Харисова.
«”Атому” неинтересно стандартное спонсорство. Модель “вы нам заплатите, а мы вас упомянем” у нас не работает. Никак. Людям всё равно, кто спонсор – а раз им всё равно, зачем нам тратить на это деньги? Такие траты повысят узнаваемость, но никак не раскроют наш бренд и не повлияют на него. Мы участвуем в чём-нибудь и всегда что-то делаем. Спонсорство – только для интересных некоммерческих проектов.
Атом работает с узкой аудиторией. Люди не уделяют внимания массовому. Зато у каждого есть свой “пузырь”, в котором сидят люди, которым не всё равно.
Мы работаем с такими “пузырями”: по-настоящему помогаем проектам в них, интересуемся происходящим и делаем нестыдные вещи. В моменте мы получаем внимание очень вовлечённой аудитории, а в долгосрочной перспективе встраиваемся в городскую культуру, укореняемся в ней.
“Атом” не взваливает на PR функции рекламы. У нас все понимают, что PR работает на перспективу и эффект от него сложно посчитать. Поэтому от нас не ждут продаж прямо сходу — и мы выдаём креативные, классные проекты.
В Атоме все давно притёрлись и доверяют друг другу. Мы быстро пришли к тому, что не сомневаемся друг в друге. Если я прихожу с идеей – к ней не пытаются придраться, её не пытаются “зарезать” любыми путями».