8 800 350 61 97

English

Русский

English

Русский

меню
Мы в соц. сетях
Начать диалог
Дмитрий Зеленин
09
АПР
2019
Рубрика:
ПОНЯТНЫЙ ДИЗАЙН
Дмитрий Зеленин
Стрит-арт и добавленная стоимость
Как написать ТЗ для художника
превью в блог (4)

 

Для привлечения внимания к проекту или иных эстетических целей вы решили заказать у уличных художников роспись стены. Разбираем нюансы, плюсы, минусы и последствия такого поступка.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС, С КОТОРОГО ВСЕ НАЧИНАЮТ: СКОЛЬКО СТОИТ?

Цена на рынке стрит-арта «плавающая» и зависит от многих составляющих: размера, материалов, сложности рисунка, высоты стены и даже крутизны автора. Обратившись к пяти разным художникам, вы услышите пять разных ценников, которые могут начинаться с 500 руб. за квадрат и стремиться к 3000. На итоговую цену не в последнюю очередь влияет также поведение самого заказчика. Четко и ясно сформулированная цель устраняет из процесса общения «угадайку» — когда творец вынужден по косвенным признакам, намекам и неопределенным примерам догадываться, что именно надо клиенту. Поэтому процесс переговоров часто уже часть ценообразования. Полезно помнить об этом в начале разговора.

Выражайте задачу ясно. Не нагружайте художника своими личными вкусовыми пристрастиями, не имеющими отношения к делу. Эти где-то виденные и часто нерабочие идеи могут только помешать. Лучше объясните, на что конкретно, на какой эффект ваша компания готова обменять свои ресурсы.

Еще вариант сэкономить — дать художнику свободу воли. Возможность реализации авторской работы здорово экономит время и делает художника более сговорчивым по цене. Здесь крайне важны два момента. Первый: художник должен быть состоявшимся автором, иметь в портфолио устойчивую серию узнаваемых работ. Второй: сам стиль и содержание этих работ должны совпадать с вашим видением или концепцией, что позволит ограничить ТЗ одной фразой «Сделай, как ты всегда это делаешь». Этот вариант работает, когда вы не знаете, чего хотите, но вам определенно нравится то, что делает этот художник.

cof

Категорически не рекомендуется брать картинку из интернета и заказывать ее исполнение местным граффитчикам. Так сэкономите на исполнении, но здорово погорите на судебных издержках за нарушение авторского и имущественного права.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Обычно идут простым путем: множат ширину на высоту и получают площадь. Так стоимость, к примеру, за торец 16-этажки может выйти под миллион рублей. Такие жертвы далеко не для всех подъемны и, главное, не всегда оправданы.
Часто нет необходимости забивать рисунком стену целиком. Это можно сравнить с татуировкой или украшением на руке: одна небольшая, но элегантная вещь, удачно обыгранный сюжет сработает эффектнее полноразмерной картины.

Tours-ensemble

ГДЕ НАЙТИ ХУДОЖНИКА

В России не так много центров активности стрит-арта: это Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Санкт-Петербург и, куда без нее, Москва, но она, как правило, за счет приезжих. Или идем по хештегу #стритарт и выбираем понравившегося художника.
Если задача сложнее, есть смысл обратиться в агентство, которое также возьмет на себя гарантийные и согласовательные функции — комиссия, как правило, не превышает 15-20%.

ЧТО НАРИСОВАТЬ

Если нет ясного понимания по содержанию рисунка, уверенности в профессионализме исполнителя, стоит заказать эскизный поиск (серию черновых набросков). Это сравнительно недорогая услуга (5-15 тыс. руб.), которая позволит оценить технику, понимание темы и качественный уровень. Можно, конечно, попытаться потребовать это сделать бесплатно (за обещание будущего заказа), но скажем сразу: профессиональные художники на это не клюют.

РАБОТА ЗА КРАСКИ

Существует расхожий стереотип: мол, художнику только краски дай. Такое случается, но на эти условия согласится неопытный начинающий художник, чтобы поэкспериментировать, потренироваться за чужой счет. Если задача — закрыть пятно на заборе, без попыток «донесения до аудитории миссии компании» и без гарантийных обязательств, этот вариант вполне годен.

IMG_0716-13

Уличные художники действительно часто делают замечательные работы не за деньги. Это, как водится, происходит на фестивале, бюджет которого начинается от 500-700 тыс. рублей. Но на такую сумму можно сделать событие, на которое приедет дюжина толковых художников и зарисуют полгорода.

Бесплатно:)

ГАРАНТИЯ. СКОЛЬКО ПРОДЕРЖИТСЯ РИСУНОК

Не стоит рисовать, если стена сыплется. Застройщик сдаст объект и уйдет, а проклятия за облезающую стенку будут догонять долго. Художник в первую очередь отвечает за качество исполнения картинки, а не за состояние стены. Профессиональный автор на рыхлой стене рисовать не станет.

Со старой штукатуркой, кстати, хорошо справляется «керхер».

Идеальная поверхность с наибольшей адгезией — голый бетон.

Акварель сайт_MG_7010_3

ВЫЦВЕТАНИЕ

Производитель одной из самых дорогих фасадных красок Caparol гарантирует стойкость к выцветанию не больше 10 лет. Большей стойкостью обладают краски аэрозольные, но они и дороже акрила в 4 раза. Однако не пытайтесь выгадать на материалах. Если гарантия за рисунок на исполнителе — ему и решать, чем красить, а вам нужен конечный результат. Кстати, соотношение затрат на материалы/работу примерно 1:6.

ТОНКОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ

В некоторых случаях вы имеете дело с постройкой не на вашей, а на сопредельной территории, и переговоры с собственником «не идут». Стройка почти всегда капиталоемкий проект, и владелец меньшего бизнеса, чем ваш, это прекрасно понимает. Предприниматель справедливо видит вперед собой «денежный мешок» и ломит цену.

Имеет смысл отправить на переговоры самого художника. Практика показывает: когда проситель ниже по статусу и масштабу и вообще человек творческий — есть шанс согласовать нанесение рисунка на стену бесплатно.

Таким образом, ни одного отказа на «порисовать» мы еще не получили, даже когда действовали в прямых интересах застройщика.

ИСКУССТВО КАК ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ

Одна из основных целей, которую преследует владелец здания, — поднять привлекательность своего объекта или территории. Это действенный метод, и есть яркие примеры, когда затраты в полмиллиона-миллион оборачивались ростом стоимости жилья в целом районе на 20-30%.

Murales-gigantes-escenas-peliculas-Chaplin_TINIMA20111008_0478_18

Веве, Швейцария. По окончании проекта местные риелторы зафиксировали рост стоимости жилья не только в этих домах, но и в районе более чем в 1,5 раза

Однако случаются и проколы.

ПОЧЕМУ РИСУНОК «НЕ РАБОТАЕТ»?

Хороший, авторский проект привлекает СМИ. Журналисты, телевизионщики любят картинку и сами приезжают на объект к художникам. Напротив, проект, из которого торчат уши маркетологов, вчетверо поднимает ценник за освещение события. Если на фасад была потрачена сумма под миллион, но не вызвала ожидаемого ажиотажа, — велика вероятность, что в это блюдо положили слишком много маркетинга.

  • Например, когда представители компании-заказчика начинают «играть в креатив». Здорово, если сотрудник действительно имеет некоторые базовые знания в области дизайна, изобразительных искусств. Хуже, если собирается весь отдел и пытается впихнуть в рисунок невпихуемое: «Ты же  художник, придумай как». Вершина греха, на наш взгляд, требование «отразить миссию и ценности компании в корпоративных цветах».

cof

  • «Копипаст». Не заморачиваясь на оригинальном эскизе, залепили на фасад кого-то из великих, без привязки к месту, архитектуре, контексту. Двор сам по себе, абстрактная картинка сама по себе. Отсутствовал контакт с жильцами, не был проведен поиск культурных кодов места. Результат — картина под миллион выглядит как наклейка на «Жигулях», не добавляя носителю никакой ценности.

Вовлекайте конечного потребителя в диалог, дайте будущим и сегодняшним жителям возможность высказаться — филиал ЦПУ (городские активисты, занимающиеся урбанистикой) сегодня есть почти в каждом городе, дорого не возьмут. Застройщику — живая обратная связь и подогрев аудитории (такое внимание всегда приятно), художнику — ценная фактура для работы.

  • Эскиз подготовил дизайнер/художник, не знакомый со спецификой монументальной росписи. Будет надежнее, если автор хотя бы раз подходил к большой стене.

ВМЕСТО ИТОГА

Самый кайф, как и в любом деле, — найти «своего» художника/подрядчика, который поймет с полуслова и включится в процесс. Клянусь, такие существуют, сам видел.

Хороших вам продаж и ярких проектов!

 

Об авторе:

Дмитрий Зеленин, 

куратор фестиваля креативной урбанистики «Точка сборки»,

руководитель проектной мастерской «Цвет города» (Тюмень)

 

 

Хотите получать новые статьи?
Подписывайтесь на блог.
Читать далее
21
МАЙ
2019
Рубрика:
ПОНЯТНЫЙ ДИЗАЙН
Метод 18+ Руководство по разработке лого для взрослого девелопера
23
АПР
2019
Рубрика:
ПОНЯТНЫЙ ДИЗАЙН
Кейс: экосистема информационных материалов BI Group
19
МАР
2019
Рубрика:
ПОНЯТНЫЙ ДИЗАЙН
Sex sells? Гайд по рекламным клише для застройщиков
Что дает резидентство в GMK Club:
  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.