Мы самые-самые лучшие, мы № 1!

Автор статьи
руководитель юридического отдела GMK
Мы самые-самые лучшие, мы № 1!
Зачастую рекламодатели, чтобы привлечь внимание потенциального потребителя (покупателя), прибегают к апеллированию о своем доминирующем положении на рынке или к сравнению с конкурентами. Один из способов - это указание в рекламе таких слов и фраз, как «лучший», «абсолютный», «только», «самый красивый», «единственный», «самый редкий», «номер один», «выше всех» и т.д. Насколько это правомерно? Насколько это достоверная информация? И что нам говорит по этому поводу действующее законодательство?


Для начала обратимся к закону о рекламе. Пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ О рекламе гласит, что недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Дополнительные комментарии можно найти в п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе». При рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из того, что информация должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим, использование сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами (например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один») должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение. Соответственно реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной.

Рассмотрим пример из судебной практики. В марте 2013 года в г. Ставрополь управление выявило факт размещения предпринимателем на внешних стенах жилых домов наружной рекламы. Информация была направлена на привлечение внимания к услугам паспортно-визового сервиса. Во всех рекламных материалах содержался следующий текст: «У НАС — БЫСТРЕЕ, ЛУЧШЕ, ДЕШЕВЛЕ» и «ТЕПЕРЬ — БЫСТРЕЕ, ЛУЧШЕ, ДЕШЕВЛЕ». Кроме того, в рекламе использована фраза «Официальный представитель ФГУП ПВС Федеральной миграционной службы России». Предприниматель всячески пытался доказать действительность распространяемой информации (быстроты, дешевизны и того, что он является официальным представителем), но все оказалось тщетным. В итоге постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2014 г. N Ф08-4129/14 по делу N А63-8864/2013 кассационную жалобу предпринимателя оставили без удовлетворения. Подобной практики в России великое множество. Однако существует и обратная сторона, когда предпринимателям удается отстоять свои интересы и доказать достоверность распространяемой рекламы. Конечно же практики с обвинительным уклоном гораздо больше.

Стоит обратить внимание на еще один закон, а именно Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», который тоже регулирует отношения конкурирующих сторон. Согласно ст. 14.3. не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом — конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом — конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом — конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров, либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом — конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта — конкурента и (или) его товара.

Как же в таком случае продвигать (рекламировать) свой товар или услугу, если вы или то, что вы рекламируете, действительно признанный лидер рынка? На этот вопрос есть несколько вариантов ответов:

# 1. Уточняйте, в какой части или области ваш товар или услуга лучше.

# 2. Указывайте на выставку, конкурс, опрос, исследование или иное подобное мероприятие, на котором вас признали.

# 3. Поясняйте, в каких категориях проводились сравнения, в каких номинациях вас признали лучшим.

# 4. Не забывайте про дату проведения указанных в п.1 мероприятий.

Как говорится, сэкономил на штрафе, значит заработал. Рекламируйте свои товары или услуги правильно, ведь это выгодно!

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости
subscribe



Еще интересное по теме

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости

Полезные статьи о маркетинге и продажах в недвижимости. Помогаем развиваться и улучшать проекты девелоперов.

GMK Club
Что дает резидентство в GMK Club:
  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.