
В феврале сотрудники Центра маркетинговых исследований провели работу, посвящённую анализу портрета потребителя на загородном рынке жилья в городе Тюмень. Результаты призвали нас задуматься о смежности рынков новостроек и загородного жилья, о потенциальной угрозе, которую представляет загородное жилье.
Анализ основывался на проведении экспертного опроса. Экспертами выступили тюменские риэлторы – специалисты по работе с загородной недвижимостью (участки и дома) со стажем работы не менее 3-х лет. О применении метода для рынка жилья мы ранее писали в блоге.
Итак, весной традиционно стартует сезон продаж, но по словам руководителя Центра загородной недвижимости федеральной компании «Этажи» Антона Саукова, сезонность на загородном рынке не так ощутима как раньше: с 2013 года фиксируется поток клиентов, которые постоянно интересуются загородной недвижимостью независимо от сезона.
Потребительские ценности, характеризующие восприятие и, в дальнейшем, выбор загородного жилья, основываются на психографических характеристиках. Эти характеристики исключительны, рынок многоэтажного жилья не может их удовлетворить. Среди них наиболее яркими являются:
- уединенность, тишина, спокойствие;
- отсутствие соседей;
- эмоциональная связь с природой;
- свобода выбора (выбор из чего строить дом, какая будет планировка, какой участок покупать, какие придомовые строения будут на участке) и т.п.
Покупателями загородного жилья становятся в основном семейные люди, одиночки встречаются редко. По данным агентства недвижимости «Этажи», 36% покупателей — люди от 26 до 35 лет. Если проанализировать статистику, то 3 года назад средний возраст большинства покупателей составлял 42–47 лет. Происходит популяризация загородной недвижимости среди молодого населения.
За последние 5 лет потребительские предпочтения изменились. Клиент стал разборчив в продукте, появились требования к благоустройству и инфраструктуре. Если он рассматривает к покупке готовый дом, то отдаст приоритет новому жилью. Ведь оно максимально готово к продаже, ничего не нужно менять, переделывать, достраивать.
Сотрудники агентства «Адвекс» отмечают, что «если в 1998-е годы покупали дачи, чтобы выезжать на лето, то сейчас большее количество клиентов выбирает недвижимость для постоянного проживания».
«Если смотреть, как цена идет постепенно вниз, а спрос увеличивается, идет популяризация загородной недвижимости. Я считаю, что в 2016–2017 годах будут формироваться коттеджные поселки как готовые», — считает Антон Сауков.
Таким образом, условно опасными для новостроек тенденциями на рынке загородного жилья считаем:
1. Отсутствие фактора сезонности.
2. Главное назначение загородной недвижимости – для постоянного проживания.
3. Изменение потребительских ценностей и требований к жилью.
4. Портрет покупателя загородной недвижимости молодеет.
5. Вариативность предложений на загородном рынке формирует ценовую конкуренцию.
6. Тенденция к формированию рынка готового жилья.
Заметим, что формирование рынка готового загородного жилья в регионах России уже началось. В соседнем Екатеринбурге реализуется проект ГК «Экодолье», представляющий собой готовый малоэтажный поселок с одноименным названием, располагающийся в черте города. Продуктовая линейка содержит таунхаусы, коттеджи, дуплексы, при этом цены сопоставимы с 3-, 4-х комнатными квартирами.



ЧТО ДЕЛАТЬ?
Разумный вопрос, который появляется после осознания полученной информации – что делать застройщику первичного многоэтажного жилья в таких условиях. Конкурировать не только со всеми компаниями, но и с целыми рынками физически невозможно и нецелесообразно.
Однако, некоторые российские девелоперы ушли полностью или частично, пусть и не в загородное домостроение, но в малоэтажное. Успешно при этом удовлетворяют потребность части аудитории с помощью ценностных характеристик и преимуществ, которые обеспечивает загородное жилье.
Мы подобрали несколько региональных примеров удачной реализации подобного подхода.
Компания «Унистрой» (Казань)
Реализует многоэтажное первичное жилье, имеет проект в малоэтажном исполнении ЖК «Царево Village».

Компания «Партнер-Строй» (Тюмень)
Единственный девелопер в городе, который реализует малоэтажное многоквартирное жилье, а также таунхаусы в черте города. Проект ЖК «Ожогино».


Компания «ЛСР. Урал» (Екатеринбург)
Крупный застройщик многоэтажного жилья, один из первых в городе стал реализовывать проект в малоэтажном исполнении – ЖК «Мичуринский».


В статье использована информация с ресурсов:
http://www.dom72.ru/articles/news_84388.html
http://ekat.ecodolie.ru/