Сделка.рф − IT-платформа для застройщиков, содержащая все этапы оформления сделки в одном окне, доступна с любого устройства. Компания базируется в Екатеринбурге. Резидент «Сколково».
Как локдаун изменил отношение к онлайн-сделкам
Локдаун подсветил проблемные места: в сжатые сроки в онлайн перешла часть сделок, без которых бизнес вставал: электронная регистрация, показы. Заодно застройщики увидели, что клиенты готовы к онлайну. И сегодня для некоторых больших девелоперов перевести все сделки в онлайн − уже не болезненная реакция на локдаун, а часть стратегии.
Какой процент онлайн-сделок у застройщиков
Такой статистики нет и не может быть, потому что это внутренняя история застройщика. Кто-то объявляет об этом публично, особенно те, для кого это стратегия, кто-то имеет большое количество онлайн-сделок в силу специфики продукта − например, южные застройщики. Одни вообще не верят в эффективность онлайн-сделок и говорят о единицах процентов, другие − что онлайн-сделки в их компании занимают 30% от общего числа и в планах довести эту цифру до 70%.
В общем, целостной картины ни у кого нет. Если смотреть на рынок целиком, то проникновение онлайн-сделок занимает, наверное, единицы процентов.
Почему Сделка.РФ – не «экосистема для застройщика», а «экосистема для сделок»
Наши клиент − застройщик, но пользователи − не только застройщики, но и покупатели. Мы ставим перед собой задачу в том числе влияния на пользовательский путь клиента.
Я вырос из E-commerce и давно смотрел в сторону недвижимости. Создавая Сделку.РФ, мы думали, что это будет место для сделок физических лиц − покупателей и продавцов. Но копнув глубже, поняли, что это невозможно, пока нет инфраструктуры.
Нельзя купить онлайн-сделку, пока продавцы-застройщики не умеют ее продавать. Стало понятно, что первый этап − это построение инфраструктуры для онлайн-сделок и необходимых интеграций созданий онлайн-процессов. Чем мы сейчас и занимаемся. Думаю, в этом году запустим туда в качестве участников риелторов – в рамках подготовки к выходу на вторичный рынок.
За что именно девелоперы платят деньги Сделке.РФ
Наша единица «отсчета» – сделка. При этом у нас гибкая продуктовая политика. Да, максимальную ценность мы приносим, обеспечивая застройщику цифровизацию всего процесса, но каждый наш субпродукт также можно применить отдельно. Ведь как стартап мы создавались по частям и выводили на рынок именно части: нашим первым продуктом стала электронная регистрация − драйвер цифровизации.
Выбор нашего продукта застройщиком зависит от его задач и мотивации. Цифровизация как часть стратегии и годовых планов − это один ее уровень. Цифровизация как дань времени и операционным кастам − совсем другой. Это так называемая фрагментарная или лоскутная автоматизация. Невозможно продать полноценную цифровизацию, если у компании нет на нее внутреннего запроса.
Насколько велик рынок сервисов для онлайн-сделок
Два года назад казалось, что это голубой океан. Сейчас − уже не такой голубой. Но этот рынок быстро растет, потому что застройщики, цифровизуясь, увеличивают его. По сути, они создают его для нас, экономя на костах. Мы создаем новый рынок онлайн-сделок.
Состояние нового оцифрованного рынка сформируется через пять лет. За пару лет будут созданы примерные отраслевые стандарты, которым начнут следовать все. Так же в свое время было в ритейле и на банковском рынке.
Сейчас же тренд задают крупные компании. Если бы ПИК вывел все продажи в онлайн и закрыл офисы продаж − он был ли трендсеттером. Тенденция быстро оформится в лучшие практики рынка, которыми будут пользоваться все компании. А такие сервисы, как Сделка.РФ, сделают технологию внедряемой и дешевой. Для этих сервисов ближайшие два года будут определяющими с точки зрения захвата доли рынка. Еще год назад это было не так очевидно.
Причем, бороться за рынок будут платформенные, экосистемные решения. Нишевые сервисы, делающие что-то одно, будут занимать меньшую его часть.
Насколько девелоперы созрели для цифровизации
Ответов «цифровизация − это не для нас, мы не планируем заниматься этим в ближайшее время» мы уже не слышим. Таких застройщиков нет. Каждый так или иначе думает, что сейчас делать. Принимаются решения: как двигаться, с кем.
И здесь наступает переломный момент. Сейчас кажется, что успешное решение для застройщика − это один продукт, одна экосистема, а не набор из кучи сервисов, которые еще нужно сшивать между. Этих сервисов на рынке достаточно и новые игроки вряд ли появятся. То есть рынок созрел, и каждый его участник понимает, что надо делать, чтобы его не вынесли с рынка ногами вперед.