Все понимают значение стройки для экономики страны (тут и миллионы рабочих мест, налоги, развитие смежных отраслей). Но для обеспечения спроса нужно создать прежде всего условия, чтобы покупка жилья стала возможной для населения завтра.
Госдума предложила выдавать льготную ипотеку под 5 % на массовые новостройки с использованием высоконадежных ипотечных портфелей банков в качестве залога для получения средств от Банка России.
Первые шаги уже есть. К ним же относится продление льготных программ до конца марта, несмотря на увеличение ставки. Это не значит, что после они сразу закончатся, как поняли многие СМИ. Это значит, что они действуют сейчас, а далее могут быть продлены или пересмотрены.
Внутренний рынок останется с нами, но для этого его должны поддержать банки и правительство. Подчеркну, что именно они направят ветер в условные паруса. И благодаря этому корабль может поплыть, пусть и не сразу.
В текущем моменте девелоперы не сильно переживают по поводу достройки текущих проектов, они сейчас думают, идти дальше или остановиться. Риск ошибки слишком велик.
Отсрочка по проектам на полгода или год возможна, это время они переждут. Но нужно видеть горизонт дальше, чтобы не заморозить и оставить только в планах перспективные проекты, это равносильно уйти с рынка. Важно не упустить время, быть готовыми к низкому старту, когда это потребуется, важно понимать, когда у населения будут ресурсы на покупку жилья.
Еще недавняя модная риторика про комфортную среду и ESG, про зеленые фасады, искусственный интеллект и многие другие вещи, вероятнее всего, свернется. Социальные и имиджевые проекты без понятной выгоды тоже, думаю, будут на стопе. Важен прагматичный подход к изучению рынка, запрос на аналитику и исследования будет расти.
Мы уже сейчас пересматриваем наши готовые стратегии, поскольку контекст изменился, продукт тоже, пока только на бумаге, как именно – увидим через пару лет.
Считаю, что сегодня особенно важна и нужна роль девелоперского сообщества, которое умеет собирать мнения и предложения девелоперов, снимать среднюю температуру по отрасли. Нужны адвокаты брендов, важно усиливать лоббирование и GR.
Тем, кто хочет остаться в отрасли, самое время брать себя в руки. Других реалий у нас нет, давайте консолидироваться, проводить ревизию ресурсов. Уверен, что поддержка правительства будет.