Фактически застройщики предлагают клиентам не только само жилье, но и опыт проживания в определенном пространстве. Он закрывает физические, эстетические и культурные потребно- сти.
Впрочем, пока архитектура не является конкурентным преимуществом продукта, а остается амбицией отдельных девелоперов. Нынешние макроэкономические условия не позволяют создавать принципиально новые общественно-культурные объекты. Действующие экономиче- ские модели заточены под строительство массовых, «штампованных» жилых комплексов.
Такая ситуация на рынке сложилась из-за недостаточной обеспеченности жильем. В Европе, например, где базовая потребность в площадях закрыта, застройщики могут больше внимания уделить эстетике и комфорту.
В России обеспеченность жильем пока не вышла на такой же уровень, поэтому эстетическая составляющая не обрела достаточный вес. Однако, если сегодня не предлагать клиенту новую архитектурную повестку, он останется в рамках привычного опыта. Тогда рынок не будет раз- виваться и серьезно отстанет от мировых тенденций.
Вполне возможно, что эстетика — это просто следующий шаг. Но мы, начав думать об этом лет через пять, уже будем опаздывать, потому что это все сложная история про накопление знаний, которые выльются в результат значительно позже.
Василий Большаков, руководитель отдела мастер-плана Брусники
4 архитектурных признака Брусники
01 Высокая плотность застройки
Это предпосылка для создания качественной среды. Чем плотнее город, тем проще реализовать разнообразные опции, которые создают комплексную среду и наполненный опыт проживания.
02 Разнообразие архитектуры, планировок, сценариев жизни, ландшафта
Основными инструментами достижения такого разнообразия являются эстетика, архитектура и художественные принципы построения пространства.
03 Развитие инфраструктуры
Школа, детсад, кофейня, ресторан, магазин, поликлиника — это база качественной жизни, но только физической, а не духовной. Наполненный опыт проживания дает создание культурных институций.
04 Трепетное отношение к истории места
Даже если объект не представляет исторической ценности, его утрата чувствительна для обще- ства. Сохранять локальные культурные ценности необходимо ради полноты жизни человека, который идентифицирует себя с этим пространством.
Когда девелопер работает с исторической локацией, важно сохранять ее. Это благоприятно для разнообразия и уникальности среды. Таким образом обогащается не отдельная локация, а весь город. Если же у территории была негативная репутация, ее нужно менять. В таком случае девелопер создает для локации новую легенду, отталкиваясь от истории места, фор- мирует новую повестку.
Василий Большаков, руководитель отдела мастер-плана Брусники
Новая русская архитектура
Сегодня в России сформировалась новая волна архитекторов со схожими взглядами на разви- тие русского стиля. Они обращаются к опыту предшественников, вдохновляются их стилем.
При этом существует опасность уйти в «лубок»: повторить привычные формы, не переосмыс- лив их с учетом современных реалий.
Новая русская архитектура использует новые технологии, материалы и конструкции, необхо- димые для построения комфортной среды. Принципы нового стиля формировались на основе анализа общественных потребностей и постановки социальной задачи в рамках культурных традиций и особенностей климата.
Мне близка тема, которая транслируется Моисеем Гинзбургом в книге «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры», о том, что мы должны глубоко проанализировать актуальные потребности нашего обще- ства, поставить себе социальную задачу, и в этих рамках сформулировать тезисы русской архитектуры, которые будут доступны всем.
Василий Большаков, руководитель отдела мастер-плана Брусники
Чувствительный вопрос в развитии нового русского стиля — образование. Сейчас новые проекты запускают опытные специалисты без европейского образования, но с насмотренно- стью в западной архитектуре.
Вероятно, в перспективе ближайших лет базовыми образовательными институциями станут девелоперы, у которых есть свои проектные подразделения.
Тренды в архитектуре
Тенденции в архитектуре фундаментальны и развиваются медленно, в рамках одного года заметить изменения сложно.
Тем не менее эксперты выделяют несколько актуальных подходов:
1. Гуманизация архитектурной среды
Поиск человечности, воплощение идей функционализма и использование природных материа- лов — такой подход нацелен на создание комфортного пространства для людей. Архитектур- ные решения разрабатываются для улучшения качества жизни.
2. Уход от абстрактности
Контекстуальная архитектура использует культурный код, историю и локальную идентичность, чтобы вызвать эмоции и дать людям ощущение принадлежности к месту. Здание становится не просто объектом, а частью нарратива города.
В Москве сформировался новый стиль — Emo Tech. Это то, что хотят видеть на презентациях наши властители архитектурного мира.
Елена Пудова, старший аналитик научно-производственного центра «Развитие города»
От европейской к азиатской модели
Строительство в разных регионах мира идет неравномерно. Например, в Европе не такие высокие темпы, как в Китае, и нет проектов, которые создавали бы вау-эффект.
В Китае сейчас бурно развиваются современные культурные пространства, в стране бум строительства опер и библиотек. Популярное решение для коммерческой недвижимости — делать внутри офисов не только лифты, но и межэтажные лестничные клетки. Это красивые и удобные пространства, которые побуждают людей больше двигаться пешком.
Российские девелоперы обогащают свои проекты опытом азиатских застройщиков: инфра- структурные решения адаптируются под отечественные реалии.
Технологичность и новые материалы
Процессы неквалифицированной сборки уходят в прошлое. Застройщики обращаются к современным техническим решениям. Например, используют навесные префабрицирован- ные элементы фасадов.
Многие экспериментируют с материалами в отделке фасадов. Бетон, композитные материалы, стекло — в топе популярности у застройщиков.
Региональные требования к архитектуре
С 1 января 2025 года в столичном регионе вступили в силу требования к минимальной площади квартир. Раньше требования носили рекомендательный характер и учитывались при проектировании жилья по реновации. Теперь же они стали обязательными и распространились на все многоквартирные дома.
Установка минимальной площади квартиры закрыла путь микронедвижимости, которая в нынешних экономических условиях могла быть востребована у покупателей.
Другое новшество — рекомендации Москомархитектуры. Проектировать городскую застройку нужно по принципу «карнизного горизонта»: нижние этажи формируются по красной линии, а верхние нужно заглублять.
Цель изменений — создать комфортную городскую среду: высокая архитектура визуально не давит на человека, здание воспринимается как более дружелюбное.
Подобные требования со временем, вероятно, распространятся и на другие регионы России.
Технологии для снижения затрат
Общий тренд — переход от управления по факту к управлению на основе точных цифр из единой цифровой модели объекта, что позволяет влиять на себестоимость на самых ранних этапах.
Девелоперы снижают затраты с помощью трех ключевых технологий:
01 Информационное моделирование (BIM)
Расчет точных объемов и выявление ошибок до стройки, а не работа по непредсказуемым объемам.
02 Автоматизация
Внедрение программ, которые автоматически формируют сметы из BIM-модели (исключают ручной подсчет, выявляют коллизии и анализируют данные о затратах в реальном времени).
03 Стандартизация
Создание библиотек типовых решений и материалов для удешевления закупок и проектирования.
Девелоперы постепенно отказываются от привычной модели генподряда, при которой подряд- чики выполняли значительную часть строительно-монтажных работ.
На ситуацию влияют макроэкономические условия: повышение НДС снижает маржу до мини- мальных значений, банки отказывают в финансировании, вдобавок — высокая текучка кадров в отрасли.
В такой ситуации застройщики вынуждены самостоятельно управлять производственной цепочкой: от графика работ до комплектации материалов и оборудования.
3D-печать зданий
Технология интересна с точки зрения ускорения строительно-монтажных работ и снижения себестоимости. Основной материал конструкций — бетон, поэтому здания, созданные с помо- щью 3D-печати, не отличаются по техническим параметрам от традиционных построек.
Технология пока не стала массовой, но специалисты отмечают, что это может быть вопросом времени.
Имеет смысл исследовать технологию 3D-печати для реализации малоэ- тажных сооружений или элементов декора и подпорных стенок. Для при- нятия решений о масштабировании нужно провести больше исследований, чтобы подобрать корректный состав смеси, иначе рискуем безопасностью и комфортом жителей.
Сергей Тимофеев, руководитель отдела архитектуры Брусники
Думаю, 3D-печать — это все же далекое будущее. Пока это используют экспериментально, как вау-эффект. Сейчас технология не может быть мас- совой из-за дороговизны оборудования, усложнения проектирования. Да и к новым технологиям нужно привыкнуть. Плюс это в большинстве своем история про частные дома и небольшие отели. Массовое строитель- ство пока не встанет на эти рельсы.
Елена Пудова, старший аналитик научно-производственного центра «Развитие города»