Хотим поделиться своими впечатлениями от дизайнерского форума PROSMOTR, который прошел 30 апреля – 1 мая в Москве. Форум проходит несколько раз в год в Москве и в Питере. На него съезжается дизайн-сообщество со всей России и каждый раз это аншлаг. В этот раз в коворкинге Telegraf собралось более 500 творческих, молодых и амбициозных людей, наша дизайн-студия была в полном составе.
Программа форума затрагивает разные области нашего ремесла:
- Границы профессии
- Дизайн упаковки
- Плакаты
- Работа с госучреждениями
- Веб-верстка и копирайтинг
- Брендинг
- Шрифты,
а также разбор различных кейсов: от первого в мире клипа, снятого в невесомости до авторского оформления банковского отчета.
Спикеры форума это крутые профессионалы, которые своим трудом добились признания в дизайнерской среде. У некоторых спикеров важные мысли пересекались, у других наоборот расходились. Так например Андрей Логвин говорил: «вначале было слово», следующий спикер напротив: «правильная презентация, круче копирайтинга». А по сути красной нитью у всех спикеров пролетела мысль - «Главное - идея, а как она будет реализована, в тексте или картинках - это уже вторично».
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ТЕЗИСЫ СПИКЕРОВ:
Открывал форум Илья Климов (арт-директор no comments http://old2.n-comments.ru/) с темой под названием "Грани профессии".
• Дизайнер должен знать смежные дисциплины (копирайтинг, верстку, препресс и т.п.)
• Дизайнер должен уметь работать без ТЗ и ставить задачи самому себе.
Илья нарисовал график, суть которого была в том, что в процессе создания проекта наступает такая точка, после которой любое улучшение, усовершенствование и внесение правок по проекту фактически не имеет смысла и ведет только к потере временного ресурса, задача дизайнера - фиксировать эту точку.
Александр Коваленко (креативный директор DDVB http://www.ddvb.ru ) рассказывал про дизайн упаковки. Многие принципы, которые были озвучены легко могут проецироваться на смежные области дизайна.
• Большой логотип может позволить только тот продукт, который создал особый узнаваемый мир (пример: Snickers - на упаковке 80% занимает логотип и нет среды, потому что Snickers может себе это позволить).
Есть три приема для дизайна упаковки:
а) Рассказ истории о продукте
б) Вовлечение. Когда я становлюсь частью бренда участвуя в коммуникации, тогда бренд автоматически становится важен для меня.
в) Демонстрация свойств продукта
• Целевую аудиторию нужно конкретизировать. Не бывает брендов для всех.
• Знание потребителя очень важно.
Эпатажный Иван Богданов (bogdanovka.com) выступал с темой "О СУПЕРГЕРОЯХ и СУПЕРДЕБИЛАХ"
Лекция оказалась достаточно глубокой для повторного осмысления. Про научное и мифилогическое мышление, рациональный и эмоциональный интеллект, формальную и неформальную логику, про сознание и бессознательное.
• Нужно понять потребителя, их культурный код. Тогда они будут считать продукт своим.
Естественная гениальность - это сосредоточение на том, что делаешь. Не рефлексируй в процессе, не думай - хорошо это или плохо.
И многое другое, рекомендуем прослушать видеозапись в оригинале.
Андрей Логвин (плакатист, художник-график logvin.ru)
Да, именно он в 90-е создал культовый плакат, на котором черной икрой на красной написаны буквы "ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ".
Лекция была про слова: как внимание к словам, описывающим задачу помогает найти необычное решение.
Как вытащить историю из слова. Андрей показывал множество графических работ, когда слово становится сильнее изображения. Приводил примеры - как люди рефлексируют на слова. От него впервые услышали термин «языковая картина мира».
Артем Геллер (Ни много ни мало - консультант в Пресс-службе Президента РФ и Правительства РФ).
Государство - это тоже бренд.
Уже сейчас качество самого государства будет восприниматься в том числе через дизайн. Лояльность и к государственным организациям будет строиться по тому же принципу: удобно и быстро работать с сервисом сайта — хорошее ведомство, непонятный и некрасивый сайт — «плохое» ведомство.
Цитата Артема: "тренды - это не про нас". Дизайн государственных систем должен быть в первую очередь функциональным и не терять актуальность через 6-10 лет.
Артем поделился опытом разработки сайта Президента и ряда министерств и ведомств. Опыт скажем прямо, не легкий)
Сергей Куликович (арт-директор Студии Лебедева). Показался одним из сильных спикеров. В зале царила тишина, аудитория внимала каждому слову. Сергей предложил рабочую модель, которая позволяет дизайнеру понять, хорошее ли решение он предлагает и каких изменений оно требует на пути к улучшению. Модель эта называется 3К:
К – Контент. Имеет ли дизайнер достаточный контент о продукте?
К – Контраст. Есть контраст локальный (ритм, композиция) Что является фоном, а что сутью? И Контраст глобальный - дизайнерский продукт в целом и фон - аналоговые конкурентные продукты.
К – Контекст. Дизайн никогда не сам по себе, дизайн всегда в контексте.
Любой дизайнерский продукт можно прочитать по этим трем К.
Дмитрий Тютьков (основатель креативного агентства TUTKOVBUDKOV).
Это агентство из Владивостока. Но кейс, о котором рассказал Дмитрий мягко говоря нехилый даже по Московским меркам.
Просмотрите ролик авиакомпании S7 “S7 Airlines & OK Go”.
Как вы думаете ребята его создали?
Агентство объединило американскую рок-группу, сибирскую авиакомпанию и российский центр подготовки космонавтов для создания этого рекламного клипа. Работа длилась несколько месяцев. Все участники в буквальном смысле прошли подготовку космонавтов. И огромное количество дублей на несколько секунд "зависали" в невесомости.
Ролик набрал 35 миллионов просмотров в первые сутки!!!
Дмитрий своим примером продемонстрировал, что любые ограничения можно преодолеть, если забыть о стереотипах и привычках.
Закрывал форум Андрей Кожанов (руководитель Высшей Школы Брендинга и бренд-консультант FRONT:DESIGN http://hsbranding.ru/masterclass)
Мощный спикер, одна из сильных лекций. И еще раз о том, что дизайн - это не искусство. Коммерческий дизайн это прежде всего ответственность за бизнес клиента. Как разработать дизайн, отвечающий ценностям целевой аудитории? Как не провалить продажи при помощи дизайна?
Когда 86% информации человек воспринимает визуально, роль дизайна в брендинге имеет ключевое значение. Тем не менее дизайн - это всего лишь инструмент выражения сути.
• Бизнес - это: Маркетинг/ Менеджемнт/ Финансы
• Когда мы говорим о целевой аудитории, не должно быть только поверхностной информации – сколько лет, какой доход. Нужно понимать - чем живет целевая аудитория?
• Когда исследуем конкурентов не достаточно оценить лишь визуальную среду.
Важно проанализировать - что они говорят?
• Позиционирование - это та ниша, которую вы занимаете в голове потребителя.
• Прототипы/архитипы
Андрей привел в пример 2 кейса.
Детская школьная одежда Inside. В этом кейсе были показаны приемы системного анализа и поиск решения. Если школьная одежда регламентирована, то дети могут выражать себя и свою индивидуальность выбирая уникальную подкладку! Яркие цвета, формулы, принты. В зависимости от предпочтений школьник выбирает себе то внутренне содержание, которое соответствует его "Я".
Слоган бренда Inside — «Главное — не форма, а содержание». Будь собой, соблюдая правила. Не стоит даже говорить, какие результаты пришли с таким брендом.
Второй кейс.
Разработчики 3D руки для детей инвалидов. Изначально сам товар выглядел ужасно. Был изменен внешний вид, изменилось позиционирование. Теперь ребенок с такой рукой не инвалид, и даже не такой же как все дети. Нет! Он - супермен! Это суперчеловек. Бренд позволил ребенку не стесняться, а гордиться тем, что у него такая рука. На мой взгляд этот кейс - шедевр маркетинга и дизайна.
Хотелось бы завершить отчет по спикерам такой мыслью –
Не бывает дизайн важный или не важный. В комплексе брендинга важно все.
У Бренда есть ценности, у торговой марки ценностей нет.
Стоит отметить, что подобные события это полезная встряска и творческая подпитка. Есть вещи, которые ты знаешь - это подтверждение твоего правильного пути, новая информация является вдохновением и открытием новых горизонтов для творческого роста.