Екатерину, руководителя Центра маркетинговых исследований, не так интересуют марки машин, как автомобильный рынок в целом. Поэтому она подошла к автомобильной теме со «своей» стороны. Советуем почитать её мысли - особенно тем, кто «на коне».
В 2012 году тюменский автопарк составлял более 260 тысяч автомобилей. Так, в нашем городе на 1 000 жителей приходится порядка 320 автомобилей. НО! Важно понимать, что это только 72-ой регион. А теперь вспомните улицы города – сколько там машин с регионом № 86, 89, 45, 97, 77, 96, 55 и т.д. Поэтому надо сразу учесть тот факт, что автомобилей в городе гораздо больше!
По прогнозам экспертов Тюмень к 2015 году по числу автомобилей на 1 000 жителей может достигнуть современного уровня Москвы (340 автомобилей), а в дальнейшем автомобилизация достигнет уровня европейских государств (в Германии этот показатель равен 550, во Франции - 499, в Великобритании - 492, в США - 453).
На рост уровня автомобилизации города оказывают влияние многие факторы:
- правительственная программа обмена старых автомобилей на новые;
- развитие автотранспортной инфраструктуры (тут очень много подпунктов);
- и, конечно, рост доходов горожан.
Рынок автомобилей и автозапчастей растёт, повышается уровень конкуренции между производителями, продавцами запчастей и автомобилей. В такой ситуации очень важно обладать актуальной информацией не только об объёмах рынка, но и знать потребности покупателей, потребителей продукции.
Центр маркетинговых исследований периодически проводит разные исследования. На этот раз мы изучили рынок автозапчастей Тюмени, и решили поделиться с вами некоторой информацией.
Несомненным лидером на рынке автозапчастей по уровню узнаваемости признаётся автомагазин «Мираж», спонтанная узнаваемость данного магазина составила 92%. Всего тюменцами были названы 45 автомагазинов, мы представим самые известные: магазин «Ладья» (25%), «Автомир» (24%), «Дина» (21%) и магазин «Оригинал» - 19%.
Покупатель стал разборчив в выборе и требователен. Параметры, влияющие на выбор автомагазина:

Среди причин, из-за которых автолюбители готовы отказаться от покупки в магазине запчастей чаще указывалась: «низкое качество товара» - 77%, отсутствие необходимого товара волнует более трети потребителей (39%), непрофессионализм продавцов не устраивает 27% опрошенных. И вот ещё несколько причин отказа от совершения покупки:

Тюменцы посещают автомагазины в среднем один раз в три месяца.
На сегодня таких потребителей 48%. Частота посещения автомагазинов:

Основной причиной обращения к услугам автомагазинов является техническое обслуживание автомобилей (56%).
Интересным представляется тот факт, что покупка аксессуаров в 2013 году находится на втором месте среди поводов посещения автомагазинов – 21% вместо 6% в 2011 году. Наблюдается значительный рост потребления автоаксессуаров, а замена расходников не так часто приводит автолюбителей в магазины. Данный факт может быть связан с «омоложением» автопарка Тюмени.
Изменение причины обращения к услугам автомагазинов:

В своей практике Центр маркетинговых исследований постоянно сталкивается с различающимися между собой особенностями рынков / потребителей / компаний / продуктов / стадий жизненного цикла.
Это помогло нам понять одну простую, но важную вещь.
На основе полученных данных любого маркетингового исследования НАШИ КЛИЕНТЫ хотят (а некоторые делают, и внедряют!) формировать свою политику в области цен / ассортимента / кадров, развивать новые направления, совершенствовать бизнес-процессы.
И для того, чтобы делать это успешно и с пользой на самом деле можно обойтись немногими, но важными показателями.
Например, как в приведенном выше обзоре: знает ли вас покупатель (замеряем уровень узнаваемости), почему обращается к вам покупатель (определяем факторы выбора), как обращается (выясняем, что ему нужно сейчас, и прогнозируем, что ему будет нужно в будущем), и почему не приходит в следующий раз (смотрим, какие точки контакта «провисают» и что в бизнес-процессах нужно «подтянуть»).
Разработать подобную систему показателей оценки на самом деле не сложно - можно и своими силами, а можно обратиться в квалифицированное агентство. Главное – постоянно проводить замеры (на самом деле стоимость их невелика, особенно по сравнению с пользой, которую они принесут).
P.S. В опросе приняли участие тюменские автовладельцы. Мы узнали, какие автомагазины пользуются наибольшей популярностью, какие факторы важны при выборе автомагазина, выявили возможные причины отказа от совершения покупки, частоту посещения, причины обращения автолюбителей к услугам автомагазинов, а также многое другое.