Индекс NPS (Net Promoter Score) – простой инструмент измерения лояльности потребителей.
Простота, собственно, заключается в задаваемом своим клиентам вопросе: «Насколько вы готовы порекомендовать нашу компанию своим друзьям?».
На основе ответов потребители разделяются на три группы по степени отношения к бренду:
|  
         Промоутеры  |  
         довольны вами  |  
         готовы рекомендовать  |  
         
  | 
|  
         Нейтралы  |  
         довольны, равнодушны, или являются случайными клиентами  |  
         не готовы рекомендовать  |  
         
  | 
|  
         Критики  |  
         недовольны вами  |  
         никогда не рекомендуют  |  
         
  | 
NPS рассчитывается по простой формуле: количество промоутеров (в %) – количество критиков (в %).
Самое главное – не определить конкретную цифру, а понимать что с ней делать и как ее интерпретировать.
Блог Клиентоманния приводит некоторую статистику.
Компании с наиболее высоким NPS в Америке получают уровень NPS 70-85%.
Например, NPS amazon.com и Apple равны 70% и 72% соответственно; а банковское направление финансовой компании USAA (в отличие от амазона и Apple она не на слуху в России) имеет NPS равный аж 87%.
В таблице сравниваются средний показатель NPS во всей отрасли и уровень NPS у NPS-лидера этой отрасли.
Итак, американские компании.
|  
         Отрасль  |   
         Средний NPS  |   
         NPS лидер отрасли  |   
         Показатель NPS  |  
|  
         Авиакомпании  |   
         15%  |   
         JetBlue  |   
         60%  |  
|  
         Автострахование  |   
         35%  |   
         USAA  |   
         73%  |  
|  
         Банки  |   
         18%  |   
         USAA  |   
         87%  |  
|  
         Кабельное телевидение  |   
         -3%  |   
         Verizon  |   
         28%  |  
|  
         Страхование жизни  |   
         0%  |   
         State Farm  |   
         19%  |  
|  
         Магазины и супермаркеты  |   
         49%  |   
         Trader Joe’s  |   
         82%  |  
|  
         Он-лайн магазины  |   
         47%  |   
         Amazon.com  |   
         70%  |  
К сожалению, российские компании не так любят хвастаться своими показателями или не так часто производят измерения.
Но не будем уходить в общероссийскую действительность – в свою очередь ГК «Маркетинг-Консультант» при проведении маркетинговых исследований применяет подобные инструменты.
Так, в марте, для нашего Клиента «Газпромнефть-Тюмень» Центр маркетинговых исследований измерил Индекс NPS.
В результате проведения телефонного опроса на юге Тюменской области, в ХМАО и ЯНАО были получены данные по ответам 1000 респондентов – имеющих и управляющих личным автомобилем.
Мы определили знание бренда, распределили приоритеты относительно брендов конкурентов, измерили уровень удовлетворенности, и самое главное, - посчитан Индекс NPS.
В силу договоренностей о конфиденциальности мы не имеем право распространять полученные результаты, но хотим сказать о том, что «Газпромнефть» уже не первый год занимается измерением данного показателя.
Здесь мы не говорим об эффективности/неэффективности данного инструмента. Мы говорим только о его существовании и применении в нашей практике, и практике наших Клиентов.
Желаем Вам и Вашей компании больше «промоутеров» :)