Заключительная в этом году конференция GMKTalks прошла в Москве 6 декабря. Традиционно она была разделена на две части: первую посвятили аналитике, а вторая прошла в формате кейс-стади от руководителей и топ-менеджмента компаний «Железно», «Эталон», «Прогресс», «Самолет Плюс».
За трансляцией в прямом эфире наблюдали более 1600 человек
Тема мероприятия – «Новый мир. Новый девелопмент» – выбрана неслучайно. Сергей Разуваев, директор консалтингового агентства GMK объяснил ее так:
– Мы выбрали тему «Новый мир. Новый девелопмент» в силу того, что понимаем, что те парадигмы, в которых девелоперы развивались в последнее время, когда ввели проектное финансирование, серьезно меняются. Вмешиваются факторы, на которые раньше не обращали внимания. Мы хотим поговорить о новом девелопменте. Сегодня мы пригласили только тех, кто является или считает себя оптимистом. Хотелось бы в преддверии Нового года обсудить, как мы будем жить, расти и развиваться.
Сергей Разуваев, директор консалтингового агентства GMK
Ежегодно на GMKTalks своими прогнозами на будущий год делится Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА». Он считает, что в первом полугодии 2023 инфляция будет заведомо низкой, даже ниже, чем у развитых стран. Во втором полугодии она, возможно, увеличится чисто арифметически, но останется относительно невысокой – в пределах 7%.
Доклад Михаила Хорькова, руководителя комитета по аналитике Российской гильдии управляющих и девелоперов, был посвящен демографическими трендами, которые повлияют на рынке жилья в ближайшее время. Это, например, увеличение числа людей в возрасте 40-50 лет, что приведет к долгосрочному тренду на загородное жилье, или низкие доходы, которые заставят спрос сместиться не в сторону однушек и студий, а в сторону компактных двух- трехкомнатных квартир.
Вот как последнюю тенденцию прокомментировал Тимур Абдуллаев, директор ARCHINFORM: «Мы видим уход от мелкой нарезки (хотя остались еще апологеты студий, в городах-миллионниках). Перераспределение баланса в нашем портфеле проектов в сторону комфорт+ и бизнес-класса, доля эконома сильно уменьшилась. И раньше ключевым критерием бизнес-класса была площадь лота, сейчас он трактуется по-другому: не очень большая квартира, но с ярко выраженным дополнительным функциональным насыщением».
Елена Костылева, управляющий директор дирекции отраслевого развития банка ВТБ, посвятила свой доклад возможным сценариям работы банков с проектным финансированием в будущем году. Она поделилась, что сейчас банкиры обсуждают два сценария: базовый (стабилизация спроса с тенденцией к росту, сохранение доступности ипотечных программ, отсутствие резких колебаний себестоимости) и рисковый (затяжное снижение спроса, рост себестоимости материалов и услуг). Если при базовом сценарии подход к ПФ не изменится, то при рисковом возможны корректировки финмоделей, ухудшение финансовых метрик и рост собственного участия застройщиков в проектах.
После небольшого перерыва участники вернулись к обсуждению уже во второй части дискуссии – кейс-стади. Своим опытом трансформации и адаптации в 2022 поделились «Железно», «Эталон», «Прогресс», «Самолет Плюс».
Приход Александра Попова на должность генерального директора «Самолет Плюс» вызвала большой резонанс, поэтому на конференции он рассказал о причинах своего решения и о том, как он видит путь развития фиджитал-сервиса Группы «Самолет». Любопытный вопрос Попову задал Юрий Захаров (ГК «Железно»): он поинтересовался, возможно ли модернизировать риелторскую отрасль так же, как Uber в свое время изменил такси. Вот какой ответ прозвучал:
– Благодаря высокой частотности заказов, модель Uber собирает много данных. В риелторском бизнесе частотность ниже гораздо: 1-15, сделки в месяц. Чем еще уникальны Uber и Яндекс Такси? Они берут на себя лидогенерацию и распределение заказов. В риелторском бизнесе 60% клиентов приходит по рекомендациям. Рекомендательный канал уберизировать невозможно, бороться за лиды в кровавом океане с застройщиками, где лид стоит 60 тысяч, – это убыточная история. Поэтому истинный Uber в агентском бизнесе невозможен.
Александр Попов, генеральный директор «Самолет Плюс»
ГК «Прогресс» родом из Астрахани в этом году вышла в новый регион – Екатеринбург. Однако продажи нового проекта остановили. По словам основателя и президента «Прогресса» Виктора Тарасенко, произошло это не просто так: конкурент снизил цены в проекте по соседству сразу на 30 тысяч рублей за квадрат. Отвечать тем же не хотелось, поэтому ситуацию решили обернуть на пользу маркетингу: разместили наружную рекламу со слоганом «Нельзя купить». Развитие этой истории освещали многие крупные телеграм-каналы.
Другая девелоперская компания, ГК «Железно» из Кирова, работает по принципам Ицхака Адизеса. Тем, как здесь устроена оргструктура, рассказал Юрий Захаров, генеральный директор «Железно». Например, спикер сказал, что у принятия решения одна специфика, а у исполнения – совсем другая. Нужен режим демократии в принятии решений и режим диктатуры в их исполнении. На этапе выработки решений должна быть гибкость и обсуждение вариантов, а на этапе исполнения – жесткость.
Еще одна из обсуждаемых тем – покупка активов компаний, которые приняли решение покинуть Россию. Яркий пример – ГК «Эталон», купивший YIT. О том, как менялась стратегия девелопера в этом году, рассказала Мария Долгих, директор Департамента маркетинга Группы «Эталон»:
– Поняли, что важно расширять географию, масштабироваться. Плацдарм для дальнейшей региональной экспансии уже был заложен. Также в портфеле проектов «Эталон» была очень большая доля бизнес-класса, а в кризисные моменты этот сегмент страдает больше других, его аудитория особенно чувствительна к изменениям.
Мы хорошими темпами нарастили объем строительства за счет приобретения участков для КОТ в регионах и приобретения активов компания YIT. Это позволило существенно расширить географию проектов и дополнить портфель проектами комфорт-класса.
Мария Долгих, директор Департамента маркетинга Группы «Эталон»
Финальный доклад в этой части мероприятия принадлежал Виктории Белявской, руководителю Центра коммуникаций и партнеру GMK. Свое выступление она посвятила коммуникациям в BANI-мире (BANI – это акроним для описания новой реальности, ее механизмов и условий существования. Аббревиатура расшифровывается как Хрупкий, Тревожный, Нелинейный, Непостижимый).
О том, какими должны быть коммуникации в этом изменчивом мире, узнавайте в материалах дискуссии. Получить доступ: https://clck.ru/32rr6R
Здесь собраны презентации спикеров, видеозапись мероприятия, а чуть позже появится и конспект с основными тезисами выступлений.
Спонсор мероприятия – Банк ВТБ
При поддержке ЕРЗ.РФ, REPA, Эксперт РА
Клуб проектировщиков «ПИР на весь мир»