В Краснодаре 19 марта при поддержке Сбербанка России и сервиса «ДомКлик» прошел наш мастер-завтрак «Управляющая компания как фактор формирования добавленной стоимости для девелопера».
Девелоперы, в большинстве своем, научились грамотно работать с входящим потоком клиентов, серьезно и в лучшую сторону изменились отделы продаж, почти у всех есть работающие инструменты финансовой доступности – ипотека, рассрочка и т. д. Однако, по мнению Сергея Разуваева, организатора мероприятия и директора компании «Маркетинг-Консультант», с клиентами, которые уже купили квартиру, работа ведется редко, чаще всего застройщики «расслабляются и верят в лучшее».
Однако жилой комплекс, уже сданный в эксплуатацию, может работать и на репутацию застройщика, формируя добавленную стоимость новым проектам и отложенный спрос – например, за счет «квартирной карьеры», когда через некоторое время клиент меняет свою 1-комнатную на 2-комнатную у того же застройщика и так далее.
И здесь очень важна роль управляющей компании, которая может транслировать идеологию девелопера и способствовать ритмичности и ускорению продаж. «Если обратиться к концепции устойчивого развития территории и максимально ее упростить, то после того, как девелопер ввел недвижимости в эксплуатацию, с течением времени она должна становиться все лучше и лучше, - поясняет Сергей Разуваев. – Как минимум первые пару лет эксплуатации девелопер и УК должны пройти вместе».
Модели взаимодействия могут быть разные. Краснодарские девелоперы и представители УК поделились собственным опытом совместной деятельности. Как выяснилось, многие девелоперы создают «свою» УК – по словам Юлии Ситниковой («КСК-Инвест»), не потому что так лучше, а потому что проще.
Дмитрий Гонтарь («Монолит», г. Симферополь), отметил, что создание своей УК стало вынужденной мерой, так как в Крыму нет независимого аутсорсинга, который бы занимался управлением домов. Качество независимой УК девелоперы ставят во главу угла: «Профессионализм и хорошая репутация независимой управляющей компании могут усилить бренд девелопера. От такого синергетического эффекта застройщик только выиграет», - сказала Анастасия Коваленко (СК «Алмакс»).
И действительно, таких успешных примеров в Краснодарском крае немало. Так, Станислав Вычегжанин (УК «Кубань») и Никита Коваленко (ГК «Сибирь») рассказали о плотном взаимном сотрудничестве, при этом управляющая компания не является «дочкой» застройщика, это самостоятельная бизнес-единица. Регулярно происходят совместные собрания, обсуждаются проблемы, решаются гарантийные обязательства. Это дает хороший результат - доля вторичных продаж в строящемся комплексе доходит до 30%.
Светлана Ремыга (УК «Репино») также рассказала о положительном опыте работы УК и девелопера: «Мы успешно сотрудничаем по всем вопросам с нашим застройщиком, и он помогает нам не только в течение 5 гарантийных лет, но и далее. Мы даже дома заселяем вместе с застройщиком, мы знаем его подрядчиков и субподрядчиков, с которыми можем напрямую решать вопросы по гарантийным случаям».
Конечно, большую роль во взаимодействии УК и девелопера зависит то, в каком состоянии УК получила проект от девелопера и насколько он готов корректировать проблемные зоны. «Первые 3 года ни о какой добавленной стоимости речи быть не может. 90% своего времени управляющая компания посвящает устранению «недоделок», - посетовала Янина Дельва, УК «Роза ветров». Таких претензий в адрес застройщиков от УК можно услышать немало…
Впрочем, у застройщиков еще больше вопросов и требований к деятельности УК. «Есть объекты, где мы видим негатив и продажи уменьшаются – определенно из-за политики управляющей компании, - рассказала Марина Караулова («ВКБ-Новостройки»). – Поэтому мы говорим о роли УК на всех совещаниях и даже вводим в структуру человека, который создаст единые стандарты для управляющих компаний. Важно, чтобы люди были довольны и рекомендовали нас своим друзьям и знакомым».
На мастер-завтрак из Екатеринбурга приехал Илья Сотонин, основатель УК «Лига ЖКХ»,разработчик лучших практик по управлению жилыми домами — такой статус компании присвоило Агентство стратегических инициатив. Он рассказал, как УК может формировать лояльную к застройщику аудиторию - например, с помощью прозрачной схемы формирования тарифов и траты средств. «На большинстве своих объектов мы вышли на тариф 25 руб. за квадратный метр (в среднем 1 625 руб. в месяц с квартиры), - поделился Илья Сотонин. – И жильцам, и сотрудникам понятно, как он образован, - благодаря мобильному и декстопному приложению Doma.ai».
Кстати, обратная связь от жильцов – это еще и аналитика для застройщика, помогающая в дальнейшем улучшать продукт. Поэтому девелоперу стоит обязательно работать с этой информацией и в этом УК – главный помощник.
«Управляющей компании нужно пробовать включаться в работу девелопера еще на стадии формирования жилого комплекса, - добавил в заключение Сергей Разуваев. - Рынок управляющих компаний еще полностью не сформирован. Но это обязательно произойдет, и на нем появятся новые игроки. А у застройщиков появится возможность выбирать управляющие компании и, как следствие, более эффективно выстраивать маркетинговую политику, создавать и увеличивать добавленную стоимость, ускорять процесс продаж».