А вообще каждый, наверное, хоть раз сталкивался с подобной ситуацией: ночь, вы спите и видите сладкий сон, который резко прерывает звук входящего сообщения, сопровождаемый вибрацией. Глаза невольно открываются, а в голове крутится: «Кто посмел меня разбудить?». Взяв в руки телефон, вы читаете: «Финальная распродажа женского гардероба в интернет-магазине». Но при этом вы мужчина. Проклятия начинают сыпаться из ваших уст. Ситуация осложняется тем, что сообщение разбудило суженную. Конечно же, у нее возникает разумное суждение: «Кому там не спится, что хочется пообщаться в столь поздний час?». Некоторые дамы спокойно примут ваш ответ, и сон продолжится. А другие устроят допрос с пристрастием. В конечном итоге вы предъявите свой телефон с полноценными разъяснениями. При этом, если ваша дама увидит другие сообщения, которые покажутся ей подозрительными, следующие часы вы будете играть в «докажи, что ты не виноват». Ну а там, куда кривая выведет.
Давайте поговорим о способах продвижения товара посредством SMS-рассылки, электронной почты, а также телефонных звонков. Нижеприведенная информация будет полезна тем, кто занимается распространением (рекламодателям), и кто получает «долгожданные сообщения и звонки» (потребителям рекламы). Для начала немного статистики от группы депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, – от мобильного спама страдают 76% пользователей сотовой связи. Из них 65% регулярно получают SMS-рассылки, а около 2% – рекламные звонки. При этом 9% пользователей получают спам и в виде звонков, и в виде SMS, а 24% никогда не сталкивались с мобильным спамом. Жалобы в адрес операторов на нежелательные SMS-рассылки составляют примерно 7% от общего числа жалоб абонентов, связанных с оказанием услуг мобильной связи. Данные приведены по состоянию на 2014 г.
Обратимся к закону о рекламе: п. 1. ст. 18 Реклама, распространяемая по сетям электросвязи. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. В таком случае он обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Также эту статью дополнил п. 15 постановления пленума высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение такого рода информации. При этом необходимо иметь в виду, что под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента. Следовательно, его согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы. Судебной практики по данной теме великое множество, при этом не в сторону компаний.
Как быть рекламодателям и рекламораспространителям:
# 1. Получайте согласие на рассылку рекламных материалов. В согласии обязательно идентифицируйте абонента (ФИО, телефон, его подпись о согласии).
# 2. Обязательно храните эти согласия, т.к. это может потребоваться для УФАС или суда.
# 3. Отправляйте сообщения в удобное время для потребителей рекламы.
# 4. Пристально следите за содержанием сообщения.
# 5. Незамедлительно исключайте из базы номер телефона абонента, который попросил исключить его из рассылки.
Как быть потребителям рекламы:
# 1. Не давайте свое согласие на получение рекламных материалов, если вы этого не хотите. В случае если вам звонят или присылают sms, но вы не давали на это свое согласие, смело обращайтесь в территориальное управление федеральной антимонопольной службы (УФАС). Прилагайте скрины сообщений или детальную расшифровку разговора, в каждом случае все сугубо индивидуально.
# 2. Обратитесь к оператору связи или непосредственно к самому рекламодателю, написав претензию с просьбой исключить вас из рассылки.
# 3. Блокируйте номера.
Стоит отметить, что данный вопрос является масштабным и емким по своему содержанию. В данной статье рассмотрены лишь основы. Однако если вам потребуется помощь в решении такого вопроса или образец документов, пишите на почту kurbatov.d@gmk.ru. Поможем, чем сможем!