Порой, при рекламе определенных товаров или услуг, у рекламодателей появляется желание указать цену или иной стоимостной показатель в валюте другого государства. По сути, закон «О рекламе» не запрещает указывать стоимость в иностранной валюте, но, в соответствии с п.7.1. статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
Судебной практики по данной теме предостаточно, так например в 2013 году ООО «Бэст Прайс» было привлечено к административной ответственности. Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривалось, что, решением УФАС России по Московской области от 20 мая 2013 года, ООО «Бэст Прайс» признано нарушившим часть 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе». В ходе проверки комиссией антимонопольного органа установлено, что на странице 47 рекламного каталога «Зима 2012» магазина «FixPrice», размещена реклама следующего содержания: «Франчайзинг за три года продаж 1000000 $/FixPrice использует систему франчайзинга бизнес-формата…». Указанная реклама признана антимонопольным органом ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе». ООО «Бэст Прайс» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, ООО «Бест Прайс» настаивало на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы (ООО «Бэст Прайс»), спорная реклама не содержит информации о стоимости товара или иного объекта рекламирования. Нарушений обществом требований Закона «О рекламе» не допущено. Все же, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа Ф 05-5554/14 по делу № А40-115373/2013 в удовлетворении кассационной жалобы ООО «Бэст Прайс» было отказано.
Также, условие указания цены в рублях распространяется и на рекламу недвижимости, которая реализуется за рубежом. При этом может возникнуть вопрос в курсовой разнице. Например, если вы в рекламе указываете цену в рублях и вспомогательно отражаете ее в валюте, то при приобретении недвижимости и конвертации валюты во время произведения платежа может возникнуть ценовая разница. В данном случае потребитель может акцептовать оферту по выгодной для себя цене в течении 2-х месяцев, если иной срок оферты не установлен в рекламе. Во избежание подобных затруднений рекомендуется зафиксировать курс обмена (указать по какому курсу центрального банка произведен расчет) или вовсе не указывать стоимость в валюте.
Реклама, в которой стоимостные показатели объекта рекламирования выражены в иностранной валюте, может ввести в заблуждение потребителя. Соответственно, в Закон «О рекламе» включена норма, обязывающая такие показатели указывать в рублях, что соответствует конституционному положению — денежной единицей в Российской Федерации является рубль (ст. 75 Конституции РФ).
Обязательность такой информации о товарах (работах, услугах), как указание цены в рублях, установлена также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (ст. 10).
Главный посыл этой статьи заключается в том, что мы живем в России, поэтому давайте рассчитываться национальной валютой. И, еще кое-что, не забудьте купить доллары по выгодному курсу (так, на всякий случай).