English

Русский

English

Русский

8 800 350 61 97
меню
Дизайн студия
Основные
направления дизайн
студии
Мы в соц. сетях
Начать диалог
Екатерина Сидоревич
18
ДЕК
2018
Рубрика:
ТОЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Екатерина Сидоревич
Итоги ввода: кто вышел из кризиса?
Что год грядущий нам готовит…
Дизайн без названия (50)

 

В преддверии нового года все затаились в ожидании неизвестности. Изменения в законодательстве, повышение налогов, рост цен не дают спокойно спать и девелоперам. Хотелось бы быть оптимистом, но цифры склоняют к реализму. Разбираем итоги ввода и думаем, как жить дальше.

 

Застройщики России за 10 месяцев 2018 года ввели меньше жилья на 14,3% по сравнению с прошлым. Ежегодное снижение объемов ввода за январь-октябрь наблюдается после максимума, зафиксированного в 2015 году.

Рисунок1

Правительство и Минстрой объясняют это последствиями кризиса 2014-го года и прогнозируют  снижение ввода жилья в ряде регионов РФ до 20%.

Разговоров о том, преодолели ли мы кризис, идет много. В целом отрасль кризис еще не пережила, но в отдельных городах сложилась благоприятная ситуация.

По прогнозу портала ЕРЗ в целом объем ввода жилья в 2018 году составит не более 76,9 млн м², в том числе индустриального жилья — до 42,6 млн м², индивидуального — до 34,3 млн м².

Посмотрим, как изменилась ситуация в городах. Для примера возьмем некоторые, в которых мы проводили исследования в 2018 году (Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Пермь, Томск и Пенза).

Эти города очень отличатся друг от друга, начиная от численности населения, заканчивая особенностями рынка жилья.

На конец года все города демонстрируют снижение ввода, особенно «отличились» по этому показателю Екатеринбург, Краснодар и Пермь (более 50%).

Рисунок10

Показатель ввода жилья – это отложенный показатель, индикатор следствия определенных событий. В нашем случае — кризиса, начавшегося в 2014 году.

Что же характеризует ситуацию сейчас?

Объем строящегося жилья, уровень цен и количество сделок, а самое главное – темпы развития этих показателей.

К примеру, по объему строящегося многоквартирного жилья Екатеринбург к концу года вышел на показатели 2014 года.

Так получилось не только благодаря многочисленным разрешениям на строительство (что характерно сейчас для многих городов), но и за счет выхода на строительные площадки застройщиков.

По оценкам Уральской палаты недвижимости, сильного перенасыщения рынка не происходит. Рост предложения происходит вслед за ростом продаж и продавцам пока удается поддерживать разумный баланс спроса и предложения по многим территориям.

По всем городам наблюдается положительный среднегодовой рост цен на новостройки. Где-то в меньшей степени (Пенза: +0,1%), где-то в большей (Екатеринбург: +1,1%).

Рисунок11

В Тюмени на фоне сокращения объемов ввода в 2018 году на 31%, наблюдается рост количества сделок на 26% при увеличении стоимости квадратного метра на 10%.

Строящееся жилье в Самаре к концу 2017 года составляло 1 274 450 кв. м, к концу 2018-го – уже 1 745 261 кв. м, что показывает уверенность застройщиков.

В Томске сокращается и объем ввода, и объем строящегося жилья. Рынку характерна краткосрочность планов застройщиков и точечность строительства: один дом построили — приступили к следующему.

 

Что благоприятно повлияет на рынки наших городов и успех застройщиков в 2019 году?

#1. Прирост количества и благосостояния населения

К сожалению, без этого крайне сложно «прокачивать» рынок, какая бы хорошая команда маркетологов у вас ни была.

Отмечено, что в городах с положительным естественным и миграционным приростом все хорошо по вводу жилья и темпам выхода из кризиса.

 

#2. Структурное разнообразие рынка

Основную долю стабильного рынка составляет жилье массовых сегментов – это классы «стандарт» и «комфорт». Чем шире эти сегменты, тем комфортнее чувствуют себя застройщики на рынке.

Рисунок12

Разнообразие рынка по классам жилья можно встретить не в каждом городе. Преобладание «стандарта» подразумевает негибкость, ценовую ограниченность и подверженность нестабильным экономическим явлениям в первую очередь.

 

Очевидно, что застройщики не могут повлиять на рост благосостояния населения. Но хорошо изучить территорию, выбрать своего покупателя и предложить соответствующий рынку продукт вполне реально.

 

Успехов в Новом 2019-м году!

 

Использовались материалы ЕРЗ, УПН, РБК, UpConsAllt, а также собственные исследования компании «Маркетинг-Консультант». 

Хотите получать новые статьи?
Подписывайтесь на блог.
Читать далее
15
ЯНВ
2019
Рубрика:
ТОЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
5 событий рынка жилья прошедшего года: взгляд на регионы
09
ЯНВ
2019
Рубрика:
ТОЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как выбрать тайного покупателя?
20
НОЯ
2018
Рубрика:
ТОЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как выбрать исследовательскую компанию