Форсайт-сессия GMKTalks «Эволюция или инволюция продукта в девелопменте» прошла в необычном месте – девелоперы, архитекторы, урбанисты и эксперты рынка собрались на производстве VEKA, чтобы обсудить продуктовую стратегию в современных реалиях.
После кризиса 2014-15 года девелоперы выживали как могли, поддержки от государства не было, тогда на рынке стали популярны квартиры – «собачьи будки» – по 15-17 кв. м, которые в регионах очень хорошо расходились. Сейчас тоже есть опасения, что девелоперы могут пойти по пути агрессивного сокращения площадей, сокращения благоустройства – не потому, что они жадные, а потому что спрос диктует предложение. Эта проблематика сегодня очень важна, потому что от продукта, который создают девелоперы, архитекторы, производственники, зависят сценарии жизни людей.
Сергей Разуваев, директор GMK
![Все об эффективной оптимизации продукта: лайфхаки от экспертов GMKTalks](http://imgs.gmk.ru/media/images/news/4b055380a41bd92300e8d788793a66eb.png)
Нарушение логистических цепочек, сложности с импортозамещением, непредсказуемая себестоимость и снижение спроса на новостройки заставило девелоперов выбрать путь оптимизации: кто-то снял с продажи квартиры с отделкой, кто-то приостановил выход новых проектов, но некоторые в ответ на все сложности продолжают заботиться о потребителе и ответственно подходят к изменениям. Именно таким девелоперам мы предложили поделиться успешными кейсами и рассказать, что делать с продуктом в новых условиях.
Так, Петр Кирилловский (ГК «ФСК») привел конкретные примеры, которые помогают экономить десятки миллионов рублей на паркингах, высотности зданий, окнах и других элементах. В свою очередь, Леон Пряжников (Группа «Самолет») поделился результатами исследования целевой аудитории – компания учла все изменения портрета покупателя, которые произошли за последний год. Важный вывод: теперь для клиента даже эластичность платежа в несколько тысяч рублей играет большую роль: то есть к условному платежу в 50 тысяч рублей он готов, а вот к 55 – уже нет.
![Все об эффективной оптимизации продукта: лайфхаки от экспертов GMKTalks](http://imgs.gmk.ru/media/images/news/879caf5809668a0d760b8d71ba4d8b1c.png)
А на чем экономить не стоит? Андрей Таранушич (VEKA Rus) посвятил свое выступление качеству оконных систем, производством которых занимается его компания. Спикер отметил, что 72% покупателей квартир после получения ключей жалуются на качество окон, причем эти жалобы направляют в адрес застройщика, а не производителя.
![Все об эффективной оптимизации продукта: лайфхаки от экспертов GMKTalks](http://imgs.gmk.ru/media/images/news/350d9f35c223a0ee2fe6698776303440.png)
О финансовой стороне вопроса говорил Максим Тутуков (ВЭБ.РФ). Он привел статистику, согласно которой покупателю выгоднее приобретать квартиру по ставке, субсидируемой застройщиком. Так стоимость квартиры изначально выше, но сумма переплаты и ежемесячный платеж – в несколько раз меньше.
![Все об эффективной оптимизации продукта: лайфхаки от экспертов GMKTalks](http://imgs.gmk.ru/media/images/news/e9cab16673c776edb5ab9529eabfdc22.png)
У архитекторов альтернативный взгляд на формирование продукта и его влияния на облик городской среды. Тимур Абдуллаев (ARCHINFORM) подчеркнул, что для игры «вдолгую» девелоперу важно строить не только дома, но объекты социальной инфраструктуры. Так, например, делает застройщик в Екатеринбурге – Евгений Мордовин (УГМК) рассказал, что объекты всех классов оснащены бассейном, фитнес-залом или рестораном, которыми девелопер управляет самостоятельно. Однако создавая инфраструктуру вроде дворов-парков нужно заранее подумать о том, кто и как ее будет содержать, заметил урбанист Андрей Елбаев.
![Все об эффективной оптимизации продукта: лайфхаки от экспертов GMKTalks](http://imgs.gmk.ru/media/images/news/7dc368d85b1fbaf2fe82b59cc0b46aa4.png)
К дискуссии активно подключились и офлайн-участники конференции, и зрители прямой трансляции, которую посмотрели порядка 1000 человек.
Видеозапись эфира вместе с другими материалами форсайт-сессии (презентациями спикеров и бонусными материалами от GMK) можно приобрести по ссылке.
Генеральный партнер мероприятия – VEKA Rus
Спонсор – ВТБ