Маркетинг и PR

Стратегия «второго» места

Колонка Сергея Разуваева о новом запросе на «второе место»
Стратегия «второго» места
Пандемия и карантин, «закрывшие» людей в их квартирах, сформировали новую тенденцию – запрос на «второе место». Что это такое и как повлияет на рынок недвижимости, рассказал Сергей Разуваев, директор компании GMK.

Застигнутые врасплох необходимостью постоянно находиться в своих квартирах, мы столкнулись с неожиданным эффектом – внезапно выяснилось, что существовать все время в одном и том же помещении с одним и тем же человеком или группой людей, даже близких и родных, достаточно тяжело. Особенно, если вы продолжаете работать, а ваши домашние совершенно не хотят считаться с этим.

Хорошо, если вы живете в двухуровневом пентхаусе на 300 «квадратов», где есть возможность уединиться. Или же имеете террасу, куда можно уйти «пообщаться с природой». Но если ваша квартира – «двушка» на 54 «квадрата» или вообще «однушка», сосуществование на такой небольшой территории превращается в проблему. В некоторых городах ситуацию усугублял строгий запрет на прогулки.

Первыми, как мы знаем, этот путь прошли китайцы, увеличившие статистику посткарантинных разводов. Полагаю, обстановка в других странах была ненамного лучше. Эта ситуация сформировала несколько трендов на рынке недвижимости.

Первый тренд – это новые запросы людей, касающиеся планировок квартир.

Возросла потребность в четком зонировании, в неких приватных пространствах, отдельных от детских, игровых или гостевых. Да, отделение «хозяйства» от прочих зон было и раньше, но сейчас потребность в этом проявилась особенно ярко и девелоперы будут в чем-то пересматривать свой продукт.

Второй тренд – обострившееся желание людей иметь так называемое «второе место».

Существует теория, что счастье определяется не наличием финансовых ресурсов – это всего лишь базовый уровень потребностей. Счастье же во многом зависит от разнообразия. То есть мы счастливы, если в течение дня можем находиться более, чем в пяти местах, получая в каждом впечатление или опыт. Например, человек идет на работу, потом, в середине дня, на ланче встречается с друзьями. После работы отправляется, например, в спортзал, по пути попав на уличное представление какого-нибудь духового оркестра. Вечером у нашего героя свидание с любимой женщиной, и они, допустим, идут в театр. Именно эта «смена картинок» делает нас счастливыми. И этого мы были лишены в пандемию.

В результате, сформировался и стал тотально очевидным запрос на «второе место» – еще один «дом», еще одно пространство, которое обеспечивало бы нам возможность получать впечатления и уединение.

Как ни парадоксально, «второе место» в нашей стране уже имеют две категории граждан. Первая категория – люди очень обеспеченные: квартира в городе и загородный дом – очевидный атрибут достатка. А вторые – и вот здесь и кроется парадокс – семьи совсем небогатые, чаще всего пенсионеры, имеющие такой атавизм Советского Союза, как дачные участки.

А вот «золотое ядро» потребления комфорт-класса – так называемый средний класс, люди с хорошими заработками, 35–45 лет, – до последнего времени избегали «второго места» всеми возможными способами, считая его приобретение абсолютно нецелесообразным.

Во-первых, хороший загородный дом чаще всего стоит очень дорого – 10–15 миллионов в провинции, и к примеру, 25 миллионов за 400 «квадратов» в Москве. Во-вторых, поколение, к которому отношусь и я, провело детство на родительских дачах, поливая какие-то непонятные и, кажется, совершенно ненужные помидоры. Так себе альтернатива, например, игре в футбол во дворе с друзьями. Да, в те времена это была вынужденная мера – многие семьи выживали только благодаря своим огородам и соленьям. Но это сформировало определенное отношение к загородной недвижимости у целого поколения: «Не нужно никаких дач и загородных домов. Овощи дешевле купить у фермеров, а если я захочу отдохнуть на природе, то поеду на базу отдыха или на дачу к бабушке».

Но пандемия выявила и обострила и запрос на впечатления, и на возможность уединения, и на то, чтобы периметр нашего пространства ограничивался не 100 квадратами в лучшем случае, а хотя бы 5, 10, 17 сотками. А еще мы устали от города и его суеты, и карантин только обострил эту усталость. Сейчас мы наблюдаем большой всплеск запросов на приобретение всех разновидностей загородной недвижимости – дорогие и не очень дома и участки, участки с подрядом и т. д.

К сожалению, в регионах, в городах-миллионниках, загородный девелопмент не развит или практически не развит.

Оптового жилья, обладающего определенной эргономикой, способного закрывать потребности людей, привыкших к городской жизни, оформленного и построенного системными застройщиками, либо нет, либо очень мало, либо оно очень дорогое. А спрос на него есть.

Кроме того, сейчас на законодательном уровне готовятся акты о поддержке развития индивидуального жилищного строительства (наша страна, обладающая самыми большими земельными ресурсами, вообще должна быть одноэтажной, но она все время урбанизируется, что несет в себе как плюсы, так и огромные минусы).

Вместо небоскребов 

От социального жилья к новому урбанизму в малоэтажке: читайте в блоге большой обзор примеров загородных проектов жилой недвижимости в России и за рубежом.

То есть все сошлось в одну точку: и сопутствующие обстоятельства, и спрос. Предпосылки, формировавшиеся годами, созрели. Пандемия обострила и проявила их. И девелоперы, смотревшие на загородную недвижимость настороженно или даже скептически, должны серьезно пересмотреть свои позиции.

Подытожим. Спрос на загородное жилье разного формата – дачные участки, дома, коттеджи, таунхаусы – будет расти. Однако, люди нуждаются в том, чтобы под этот запрос был сформирован, во-первых, сам продукт, а, во-вторых, ипотечный продукт, без которого невозможны покупки в серьезных объемах. Людям нужно «второе место», обладающее ликвидностью «первого» (квартиры). И эти вопросы надо решать: «второе место» будет трендом на ближайшую пятилетку.

Феномен сельской ипотеки

Сенсационная ставка по ипотеке 2,7% – такого рынок жилья современной России еще не видел. Разбираемся в блоге, что это было и как повлияло на всех.

Есть, что добавить? Пишите мнения и вопросы в комментариях ↓↓↓

Поделиться

Девелоперам: еженедельная рассылка о недвижимости

Полезные статьи о маркетинге и продажах в недвижимости. Помогаем развиваться и улучшать проекты девелоперов.

GMK Club
Что дает резидентство в GMK Club:
  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.